Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сотрудники госкомпаний и госкорпораций зарабатывают больше премьер-министра

7 мая 2008, 13:02
"Ведомости" раскрывают тайну - заработки сотрудников госкомпаний и госкорпораций.
Единственным из опрошенных, кто публично назвал свою зарплату, стал глава "Роснанотехнологий" Леонид Меламед. Оценить заработки остальных изданию помогли эксперты юридической фирмы, консультирующей руководителей корпораций.

Ежемесячный оклад Меламеда — 400 000 рублей, помимо которых никаких премий, надбавок и бонусов, по его словам, ему не полагается.

Для сотрудников "Роснанотехнологий" со второго полугодия будет введена система премирования. "Мы все работаем на будущее, — говорит глава госкорпорации. — Если проекты окажутся эффективными, мы получим законные комиссионные от доходов".

"Зарабатывать деньги идут в бизнес, а на госдолжность — те, кто хочет сделать хорошую карьеру, обрасти связями", - считает Меламед. Пока в его корпорации всего 80 сотрудников.

В "Олимпстрое" его экс-президент Семен Вайншток просил наблюдательный совет установить ему минимальный оклад в 600 000 рублей, чтобы и его заместители могли получать побольше. Сначала оклад согласовали, но потом снизили до 400 000 руб.

Но сотрудники госкорпораций не сидят на одних окладах, а с учетом надбавок и премий их ежемесячные зарплаты могут вырастать в несколько раз. Например, менеджеры "Росатома" и "Олимпстроя" помимо чистых окладов получают ежемесячные надбавки: за ненормированный рабочий день (20% от оклада) и за доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (10%).

Кроме того, им полагается ежемесячная премия (до 50% от оклада), а также ежеквартальная премия (50% от оклада).

Как "законные комиссионные" госкорпораций можно оценить переданные им государством миллиарды, которые можно положить в банк. Например, госкорпорации по управлению ЖКХ выделены 240 млрд рублей, сейчас они лежат на депозите в ЦБ под 3,5% годовых, а это 8,4 млрд рублей в год, из которых можно платить "конкурентоспособные на рынке" бонусы.

Но в госкорпорации невозможно официально получить столько, сколько в госкомпании. В отчетности "Газпром" и РЖД раскрывают вознаграждение всех членов правления вместе. В 2006 году 18 человек из правления "Газпрома" получили 526,8 млн рублей. Эта сумма включает заработную плату, премии, компенсации расходов. В РЖД вознаграждение членам правления (25 человек) скромнее: 373,6 млн рублей.

Нужно учитывать, что члены правления получают не один оклад: каждый из них возглавляет департамент либо руководит дочерней структурой "Газпрома" за отдельные деньги.

Например, председатель правления компании Алексей Миллер входит в советы директоров Газпромбанка, "Согаза", "Газпром нефти", "Газпром-медиа", "Газфонда", Nord Stream. От участия в совете директоров первых трех Миллер мог получить 124,2 млн рублей за 2006 год.

Официальные доходы федеральных служащих выглядят фантастически низкими: президент и премьер получают 232 861 рублей и 186 289 рублей в месяц соответственно, у вице-премьера оклад составляет всего 30 890 рублей, а у министра — 28 514. Однако низкое жалованье компенсируется надбавками и гарантированными поощрениями, увеличивающими его в 5-14 раз. С их учетом вице-премьер получает уже 161 657 рублей, а министр — 149 221.

А размер негарантированных поощрений за выполнение особо важных и сложных заданий вообще не ограничен. Лишены надбавок и поощрений только президент и премьер.

Оклад руководителя в большинстве госкорпораций почти вдвое выше, чем у президента России. А с учетом премий больше президента получает даже директор корпоративного департамента.