Раздел Бизнес
21 июля 2014, 10:00

Университет УГМК спустя год: думали учить своих, а учим всю область

Университет УГМК спустя год: думали учить своих, а учим всю область
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Количество слушателей в корпоративном университете уже превысило 5 тысяч человек.

Образовательному мегапроекту УГМК в сентябре будет год. Общий объем инвестиций в проект с учетом софинансирования УрФУ и правительства Свердловской области составил около 1,4 млрд рублей. Суммы внушительные, но уже спустя год после открытия в компании смело говорят: деньги вложили не зря. В Техническом университете УГМК учатся не только сотрудники металлургического холдинга, но и работники предприятий со всей области. Такого молниеносного признания не ждали даже сами создатели специализированного учебного заведения, признается директор Технического университета УГМК Евгений Караман.

С Евгением Вадимовичем мы встретились на «Иннопроме». В прошлом году на выставке инноваций Технический университет презентовали как проект, который готовится к запуску, а в этом году — уже как успешно реализованный.

— Прошел год с тех пор, как вы презентовали проект Технического университета УГМК. Сегодня это реально работающее учебное заведение. Чего вам удалось достичь за этот год?
— С сентября 2012 года в университете УГМК разработали 150 образовательных программ, у нас прошли обучение более 5 тысяч инженеров, руководителей и специалистов самых разных направлений. По итогам 2014 года повышение квалификации по плану должны пройти 7200 человек. Для понимания масштаба: эта цифра сопоставима с численностью экономически активного населения Верхотурья. Но главное не количество, а качество. И вот как раз качество оценили не только предприятия Уральской горно-металлургической компании, есть и внешний заказ: учиться к нам отправили несколько групп инженеров с завода «Уральские локомотивы» (группа «Синара»), специалистов с Нижнесергинского метизно-металлургического завода (группа НЛМК). Отработали, отладили свою методику разработки курсов под корпоративного заказчика.

— В чем отличие вашего университета от других учебных заведений, например, классических вузов?
— Мы работаем не со вчерашними школьниками, а со взрослыми людьми — это влияет на нашу работу и подход к обучению. Во-первых, мы должны обеспечить интерактивность: общение слушателей между собой, общение с экспертами, общение с преподавателями. Важно обсуждать конкретные производственные задачи, разрешать сложные ситуации. Во-вторых, наши образовательные программы строятся на основе профессиональных стандартов. Мы вначале описываем требования к должности, к рабочему месту, к знаниям и компетенциям сотрудника, а уже потом думаем, как этому научить. Образовательная программа выстраивается под совершенно конкретные задачи бизнеса. В классических вузах все по-другому. Вот почему всех выпускников на производстве приходится доучивать.

За первый год в Техническом университете УГМК прошли обучение более 5 тысяч инженеров, руководителей и специалистов самых разных направлений.

Второй важный момент — время обучения. У нас нет возможности учить сотрудников по несколько лет. В интересах производства надо быстро вложить в голову работника всю необходимую информацию. Вот почему нам жизненно необходимо применять такие технологии, которые бы обеспечивали быстрое понимание слушателями сути проблемы. У нас очень большие требования к визуализации учебного материала, определенной подаче, формам работы со слушателем. Поэтому в ходу всевозможные тренинговые формы, электронные курсы, визуализация и инфографика, геймификация. Например, мы разработали компьютерную игру, которая позволяет смоделировать внештатные ситуации в цехе. Все условия смоделированы как в реальной жизни, вплоть до внутреннего обустройства. За основу брали медеплавильный цех головного предприятия УГМК — «Уралэлектромедь».

— Предприятия разбросаны по всей стране. Всех привозите в Верхнюю Пышму?
— Это еще одна важная наша особенность. Последние полгода мы были заняты внедрением системы дистанционного обучения. Мы использовали самые лучшие решения, которые сегодня существуют в России. Во-первых, учебный материал доступен слушателям в любое время, в любом месте и с любых устройств — с ноутбука, планшета, смартфона. Во-вторых, активно используем систему видео-конференц-связи HD-качества. Находясь на расстоянии в тысячу километров друг от друга, работники разных предприятий могут чувствовать себя как будто в одной аудитории.

В обучении УГМК использует самые передовые технологии — дистанционное обучение, мобильные версии учебных материалов, интерактивные занятия и даже компьютерные игры.

— Кого сложнее всего учить?
— Конечно, сложнее учить взрослых людей, имеющих большой опыт. Вот, скажем, у нас есть группа будущих директоров заводов. Это люди с огромным опытом и с огромным потенциалом. Представляете, какая сложная задача стоит перед преподавателем — ввергнуть слушателя в ситуацию открытия, доказать, что им еще есть чему поучиться. Авторитет у преподавателя для топ-менеджмента должен быть непререкаемый.

— А преподаватели Технического университета — это сотрудники УГМК?
— Не только. У нас работает около сотни корпоративных преподавателей — это практики, производственники, руководители наших отделов, начальники цехов. Но мы также привлекаем к обучению и сторонних преподавателей, например, представителей заводов — производителей оборудования.

— C молодежью сложно? Сейчас все крупные компании говорят о проблеме поколения Y…
— Молодой человек, который приходит на предприятие после студенческой скамьи, требует большого внимания. Он далеко не всё знает, зачастую он в глаза не видел конкретного производства, не сталкивался с оборудованием, которое используют в промышленности. Он плохо коммуницирует с коллегами-рабочими и с начальством. На адаптацию новичка уходит достаточно долгое время. Вчерашних студентов приходится учить очень многому. И возможность получить новые знания молодые люди воспринимают как дополнительный бонус. Однако не все готовы к тому, что обучение — это такой же труд. Оно проводится за счет компании, в рабочее время. У нас такой принцип: вы пришли сюда работать, на данном этапе от вас требуется постижение новых знаний — и это тоже работа! Это не вуз, где жить весело от сессии до сессии. То, чему мы учим сегодня, пригодится на производстве уже завтра.

«Наши программы четко заточены под нужды производства. То, чему мы учим сегодня, пригодится завтра на работе».

— Ваш опыт обучения сотрудников заинтересовал и другие компании. А вы готовы взять на себя роль образовательного центра для всей отрасли?
— Мы просто обязаны этим заниматься. С одной стороны, у нас есть коммерческий интерес. Технический университет УГМК живет за счет доходов от образовательных услуг. С другой стороны — это очень важная роль, которую УГМК взяла на себя, сделав огромные вложения в организацию учебного заведения. В советское время было множество отраслевых институтов повышения квалификации. В 90-е годы многие из них ликвидировали, и сейчас промышленность всей страны испытывает острый дефицит хорошего, качественного дополнительного образования. Есть спрос.

Мы, признаться честно, не ожидали, что к нам будут обращаться сторонние компании. Но они видят, как мы готовим своих людей, и хотят использовать наш опыт. Я уже рассказывал, что мы реализовали несколько проектов для коллег по рынку — крупных предприятий. В этом залог нашего дальнейшего развития, были бы заказы. Совсем недавно даже государство доверило нам обучать специалистов. Мы получили спецзаказ от Министерства энергетики России на обучение 871 руководителя бюджетных организаций — школ, колледжей. Сейчас они готовятся защищать проекты по энергоменеджменту. Это вообще уникальный опыт в масштабах всей страны: все говорят об энергоэффективности, но обучению по этим вопросам внимания ранее не уделялось.

Сейчас в Техническом университете УГМК готовятся к запуску нового лабораторного комплекса с уникальным оборудованием. Это совместный проект с Уральским федеральным университетом, который создал в университете УГМК базовую кафедру металлургии.

— В проект в совокупности было вложено примерно 1 млрд 400 млн рублей. Вернутся ли эти инвестиции?
— Сейчас за счет корпоративных заказов мы работаем в ноль. Но напрямую оценить доходность или окупаемость таких инвестиций сложно. Я всегда говорю так: представьте, сколько может стоить незнание? Гораздо дороже! Любая ошибка на производстве, любая авария может стоить реальному производству миллиарды рублей и, что самое страшное, может унести бесценные человеческие жизни.

«Самый простой способ оценить важность инвестиций в техническое образование — задуматься над тем, сколько может стоить незнание. Любая ошибка на производстве может привести к потере миллиардов рублей, а главное — человеческих жизней».

Дмитрий Горчаков, 66.ru