Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Закон об отмене SMS-спама заставил операторов раскошелиться

7 июля 2014, 13:00
Закон об отмене SMS-спама заставил операторов раскошелиться
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Сотовые компании закупают новое оборудование, чтобы своевременно вычислять спамеров.

Госдума на прошлой неделе в третьем, последнем, чтении приняла законопроект о внесении изменений в закон «О связи». Согласно принятым изменениям, массовые SMS-рассылки теперь возможны только после получения письменного согласия абонента. На деле это означает запрет SMS-спама. «В целом мы приветствуем внесенные поправки в закон «О связи»: только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от нежелательных SMS. При этом новые нормы облегчают процедуру отказа от рассылок, для чего абоненту нужно будет просто обратиться к оператору, а не напрямую к распространителю сообщений», — говорят в пресс-службе МТС.

Но прощаться со спамом пока преждевременно. Во-первых, обновленный закон должен одобрить еще Совет Федерации и подписать президент. Только после этого документ опубликуют, и он вступит в силу спустя 90 дней. Во-вторых, под запрет могут попасть и вполне полезные сообщения — например, от служб заказа такси или доставки еды.

Алена Ярушина, пресс-секретарь компании «Мотив»:

— Закон о защите от SMS-спама вступит в силу только спустя 90 дней с момента его официального опубликования. Так что говорить о чем-то конкретном пока рано, в формулировках еще много неясностей. Например, как классифицировать информационные SMS от служб заказа такси, абонент ведь не дает письменного согласия на их получение.

Бизнесмены, чьи информационные рассылки могут попасть под раздачу, тоже находятся в растерянности и надеются, что в законе все-таки более внятно пропишут различия между спамом и информационными сообщениями.

Иван Зайченко, директор компании «Сушкоф»:

— До конца не понятно, как будет действовать данный закон. Клиенты нашей компании настолько привыкли к использованию СМС-сервиса — подтверждение заказа и информирование о точном времени доставки. Это удобно, оперативно и действительно нужно.
А вот бесконечные спам-рассылки, которые мы, кстати, принципиально не используем, лично меня раздражают. И очень хочется верить, что этот закон будет действовать только на них.

Несмотря на неразрешенные вопросы, к серьезным изменениям в законодательстве операторы уже готовятся. Федеральные и крупные региональные операторы на протяжении последних нескольких лет внедряли сервисы для борьбы с рассылками. Так, в МТС запустили автоматизированную систему «Антиспам», которая выявляет и блокирует мошеннические SMS-рассылки, разработали ряд сервисов, которые позволяют абонентам самостоятельно блокировать назойливые сообщения. Кроме того, в конце прошлого года оператор полностью заблокировал прием информационных и рекламных SMS с коротких и буквенно-символьных номеров от тех рассыльщиков, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы. В результате объем спама упал в пять раз, а количество жалоб абонентов снизилось вчетверо.

Крупнейшие региональные операторы в борьбе с SMS-спамерами не уступают федеральным игрокам. В компании «Мотив» приняли решение работать на опережение: подозрительные короткие номера блокируются уже сейчас, а вскоре в бой со спамом вступит и высокотехнологичное оборудование.

«При выявлении повышенной SMS-активности на федеральных номерах проводится проверка. Если мы фиксируем спам-рассылку со стороны нашего абонента — сразу блокируем, если со стороны абонента другой сети — вступаем в диалог с его оператором. Короткие цифробуквенные номера по запросу абонента также блокируем. В скором времени будем блокировать всех, кто осуществляет рассылки нелегально, то есть не имеет письменного согласия от абонентов и договора с оператором. Для этого мы приобрели оборудование, которое сейчас тестируем», — рассказывает Алена Ярушина.

Что делать, если вас замучили SMS-спамеры?

Сотовый оператор Что делать?
Абонентам «Мотива» Пожаловаться на спам в бесплатном SMS на номер 2111.
Подключить бесплатную услугу «Запрет SMS из сети Интернет»: отправить бесплатное SMS-сообщение с текстом «ON» на номер 1062.
Абонентам МТС Отправить жалобу на спам на номер 1911.
Переслать рекламное SMS без изменений на номер 6333.
Подключить услуги «Черный список» и «Запрет приема информационных SMS и MMS».
Абонентам «Мегафона» Переслать спам-сообщение на бесплатный короткий номер 1911.
Воспользоваться бесплатной USSD-командой *903#, чтобы отказаться от всех рекламно-сервисных SMS-рассылок.
Абонентам «Билайна» Отправить SMS-жалобу на номер 007. В сообщении должны быть:
• номер, с которого вам пришло спам-сообщение или SMS-рассылка;
• текст сообщения;
• дата и время получения.
Также можно пожаловаться на сайте оператора.

Напомним, что абонент любого оператора может пожаловаться на спам-рассылку в Роспотребнадзор или сразу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.

Вопрос
А вы страдаете от SMS-спама?
  • 68%
  • 12%
  • 20%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию