Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса: как заработать легкие деньги на дворовых помойках

28 мая 2014, 10:00
Портал 66.ru продолжает препарировать различные сферы отечественного бизнеса. Представители самых разных сфер, предприниматели на условиях анонимности рассказывают всю подноготную своего заработка.

Наш сегодняшний собеседник имеет непосредственное отношение к «мусорному» бизнесу. Это одна из самых непрозрачных сфер зарабатывания денег — она связана с ЖКХ, и оплачивают весь концерт простые люди, которые не имеют решительно никакой возможности проверить расходы. При этом в пересчете на каждого плательщика ежемесячная сумма платежа выходит настолько мизерной, что, кажется, не из-за чего воевать. Не будете же вы ни с кем судиться, чтобы платить за квартиру на 40 рублей меньше!

Куда после вашей оплаты идут деньги, вам остается только догадываться. Наш собеседник приоткрыл нам завесу тайны всего лишь по одной строчке в квитанции — вывоз мусора. У многих она даже не вынесена в отдельную графу.

Бизнесмен, с которым мы сегодня беседуем, приехал на встречу на подержанной «девятке», одетый в старую кожаную куртку и кожаную кепочку. Но это говорит только о том, что он очень умный человек. Потому что, говорит, встречаются горячие головы, водители мусоровозов, которые ездят на джипах. И эти джипы они себе зарабатывают на левых доходах.

Житель Екатеринбурга генерирует в среднем один килограмм твердых бытовых отходов (ТБО) в сутки. Каждый месяц каждый житель платит управляющей компании (УК) за вывоз и утилизацию. Суммы, которые собирают на этом УК, зависят только от самих управляющих. И они могут в разы превышать реальные расходы.

Утилизировать весь ваш мусор стоит 6 рублей в месяц. Это без вывоза, просто утилизация. Давайте считать. На полигоне утилизация ТБО от населения стоит 200 рублей за тонну (4 кубометра). То есть по 20 копеек за каждый килограмм вашего мусора. Если вы укладываетесь в статистику и генерируете один килограмм отходов в сутки, умножьте 20 копеек на 30 дней.

Наш собеседник имеет непосредственное отношение к «мусорному» бизнесу.

Вывоз вашего мусора стоит дороже, но все равно не больше 39 рублей в месяц. Каждый контейнер — примерно 200–300 рублей. Емкость контейнера — 0,75 либо 1,1 кубометра. То есть вывоз каждого килограмма мусора стоит в среднем 92 копейки. Умножаем на 30 дней в месяце — выходит 27,60 (цифры очень усредненные).

Итак, за то, чтобы из контейнеров ваш мусор вывозился на свалку, управляющая компания отдает 35 рублей. Округлил до пятерки, чтобы удобнее было сравнить с тем, что в квитанциях. А теперь посмотрите, сколько вы платите в реальности.

С каждого жильца в месяц получается 50–100 рублей. Вроде бы не много. Но в пересчете на численность жильцов это гигантские деньги. Одноподъездный 16-этажный дом, где живет человек триста, — это уже 30 тысяч (из которых только 4,5 тысячи идут по назначению). А в управлении у компании может быть сто таких домов. Итого — три миллиона в месяц. Сколько на самом деле мусора генерируется каждый день на территории, обслуживаемой УК, не знает никто, кроме самой УК.

В реальности за те деньги, которые жильцы платят за вывоз мусора, они могут рассчитывать на полное благоустройство своих дворов.

Как можно украсть эти деньги? Вариантов масса. Во-первых, экономия на вывозе. В договоре управления указать ежедневный вывоз, а реально вывозить три раза в неделю. Во-вторых, завышать объемы утилизации. Все равно никто из жильцов их не знает и никогда не проверит. В подавляющем большинстве случаев жители серьезно переплачивают по этой статье.

При стоимости утилизации 200 рублей за тонну каждая тонна отходов, не приехавшая на полигон, приносит 200 рублей дохода. А тонна — это всего 4 контейнера. Умножаем 1,5 млн населения на один килограмм в день и на стоимость утилизации. 1500000 × 0,001 × 200 = 300000. Триста тысяч рублей в день должно тратиться только на утилизацию. А теперь внимание: налево уходит не меньше половины.

Соответственно, и на вывозе налево уходит столько же. Только вывоз стоит в шесть раз больше. То есть не 150 тысяч, а 900. В сумме, грубо округляя, миллион рублей ежедневно — это теневая составляющая рынка. По самым грубым прикидкам. Это те деньги, которые потребители платят, а они идут в конкретные карманы.

Налево уходит примерно половина всего денежного оборота рынка утилизации.

У бытовых отходов есть несколько классов опасности. От этого класса зависит метод утилизации. Соответственно, тариф отличается в разы. «Сэкономить» на способе утилизации — нет ничего проще! Отходы 4-го класса опасности проводите как отходы 5-го класса опасности — разница в тарифе почти шестикратная! Договорился с кем-то на полигоне — и вуаля. Возникшую денежку распихали по карманам.

Обращение с отходами — это лицензируемая деятельность. Но кто проверит? По-честному, у тебя должны быть разрешительные документы, согласования, налогообложения и так далее. Если у тебя нет лицензии, то все твои расходы сводятся к тому, чтобы сгонять в рейс грузовик. А вся вот эта финансово- и ресурсоемкая бумажная чехарда исчезает из твоей жизни. Появляется некая дельта, которую делят между собой заинтересованные стороны. Этим часто промышляют работники строительных компаний, когда у них простаивает грузовой транспорт.

В Екатеринбурге есть только один вариант утилизации ТБО. Это Спецавтобаза, которая владеет двумя полигонами — Северным и Широкореченским. Но чтобы сэкономить на расходах, можно просто не возить мусор на полигон. То есть взять себе деньги за утилизацию, а утилизацию не производить. Выбросить мусор в карьер — и делу край. И это уже несанкционированная свалка, ликвидацией которой должен заниматься муниципалитет.

Дуальный сбор мусора — ох и неликвидное же это дело! В наших условиях гораздо выгоднее сваливать все отходы в один ящик.

На полигоне жизнь вашего мусора не заканчивается. Здесь его тщательно сортируют специально обученные бомжи. И оттуда он расползается по пунктам приема цветмета, черных металлов, макулатуры и т.д.

Сортировка мусора и дуальный сбор в нынешнем виде экономически не выгодны. Есть определенные экономические показатели, какое содержание полезной фракции должно быть в мусоре, чтобы его утилизация выходила хотя бы в ноль: не меньше 60%. Тогда появится смысл отправлять, условно говоря, один контейнер на переработку, а второй — напрямую в утиль. Но у нас в контейнерах не больше 40% полезной фракции. И все контейнеры принадлежат управляющим компаниям, которые никак не мотивированы переходить на дуальный сбор.

Сортировка мусора — это поведенческий навык, который сам по себе у людей не возникнет. Его надо прививать многолетней пропагандой и агитацией, которую должен вести муниципалитет. Но муниципалитет этим не занимается, так что даже там, где стоят двухцветные контейнеры, люди все валят, не разбирая. Они это делают не потому, что они плохие, а потому что им никто не объяснил, как нужно делать.

В Европе в стоимость любого товара закладывается стоимость утилизации упаковки. Эти деньги идут тем структурам, которые этим занимаются. У нас такое не предусмотрено. Получается, когда мы покупаем европейские товары, стоимость утилизации их упаковки остается в Европе, а сама упаковка — у нас.

В качестве иллюстраций использованы кадры из мультфильма «Загадочная планета» (ТО «Экран», 1974 год)