Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уральские приключения бельгийцев: кто убивает многомиллиардный инвестпроект?

16 апреля 2014, 11:30
Уральские приключения бельгийцев: кто убивает многомиллиардный инвестпроект?
Фото: архив 66.ru
На Урале под угрозой оказался инвестпроект бельгийской компании стоимостью пять миллиардов рублей. Компании не только не благоприятствуют местные власти, но и откровенно мешают конкретные люди. В итоге иностранцы могут попросту свернуть работу.

Полгода назад мы писали о старте высокотехнологичного проекта по производству извести в Михайловске. На данный момент «ПроЛайм» (совместное предприятие бельгийской Lhoist и Трубной металлургической компании) уже перенесло начало строительства завода по производству извести на полгода. Генеральный директор Lhoist Russia Рудольф Давидов рассказал Порталу 66.ru, что, если старт проекта будет отложен на год, акционеры точно его свернут.

Рудольф Давидов, генеральный директор Lhoist Russia:

— Это позиция наших акционеров. Если мы поймем, что проект непредсказуем: что мы не знаем, когда мы сможем его запустить, когда он окупится, — мы свернем его. Наши учредители рассуждают так: им легче потерять 20 млн евро, которые уже потрачены, чем работать в таких условиях. Но я надеюсь, что такого не будет.

В компании уверены, что проблемы Lhoist создает ООО «Михайловский карьер». Предприятие добывает строительный щебень, его поддерживает районная администрация. Как только бельгийцы заявили, что наладят в Михайловске производство извести, местные тут же решили строить на той же территории цементный завод. По словам Рудольфа Давидова, у компании даже нет необходимой лицензии на производство цемента, но она копирует проектные заявки Lhoist, бомбардирует ими электроснабжающие и газовые компании, тем самым затягивая работу по прокладке сетей и подключению к ним.

Рудольф Давидов:

— Например, мы подаем заявку на получение техусловий на подключение к электрическим сетям. У нас ее принимают. Через три месяца «Михайловский карьер» подает свою заявку, что им тоже нужны мощности. В результате нам говорят, что появился новый инвестор и надо подождать, пока он сделает свою проектную документацию, чтобы потом нам обоим дали мощности. Мы ждем. Потом выясняется, что «Михайловский карьер» забрал свою заявку по электричеству. И мы снова несем свою заявку энергетикам. Они все пересчитывают. Мы теряем пять месяцев. Такая же ситуация по газу.

В компании сетуют, что и администрация Нижнесергинского района больше симпатизирует проекту «Михайловского карьера», что опять же создает препоны для бельгийцев. По словам Давидова, в сентябре компания планировала начать экспертизу проекта, в ноябре получить ее результат вместе с разрешением на строительство и тут же залить фундамент — успеть до морозов. Но из-за проволочек в районной администрации планы были сорваны.

Рудольф Давидов:

— Изначально мы были единственным проектом, для нас надо было внести корректировки в генплан. Без них мы не можем перевести участок в категорию «земли промышленного назначения», а следовательно — пройти экспертизу проекта. Сегодня проект отодвинут на три месяца. Финальное опоздание может составить около шести месяцев.

Lhoist обещает построить дороги, провести газ, электричество и воду. Все это — на собственные деньги. На фото: производственные площади Lhoist в Германии.

Если искать заинтересованных лиц, то ООО «Михайловский карьер» можно связать с депутатом от «Единой России» Олегом Исаковым. Примечательно, что он является председателем комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политики Законодательного Собрания Свердловской области, поэтому должен быть хорошо осведомлен о планах развития инфраструктуры. Естественно, компания напрямую не принадлежит депутату. Но связи с ним можно проследить через учредителей ООО «Уральский горнопромышленный холдинг».

Не удается Lhoist решить проблемы, возникшие на муниципальном уровне, и в кабинетах областных властей. Официально все поддерживают проект, но хода делу не дают. Проект находится на контроле у председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, к нему, по словам чиновников, из Lhoist никто не обращался. Это при том что последние полгода бельгийцев неустанно каруселят по кабинетам минпрома и прочих, якобы заинтересованных в успехе проекта, ведомств.

Известь активно применяется в черной и цветной металлургии, в строительстве и стекольной промышленности, для очистки воздуха и воды, в сельском хозяйстве и химической промышленности.

Здесь стоит напомнить, что партнером Lhoist по данному проекту является ТМК (доля уральской корпорации в совместном предприятии — 30%). Планировалось, что влиятельный союзник бельгийцев поможет иностранцам встроиться в суровые российские бизнес-процессы. Плюс за трубниками закреплено право аренды земельного участка, на котором нужно будет добывать сырье для производства извести. Почему местные партнеры не могут помочь бельгийским, пока непонятно. Мы задали этот вопрос Михаилу Черепанову, топ-менеджеру ТМК, поскольку полгода назад он представлял уральскую сторону на презентации проекта Lhoist в Екатеринбурге. Он ответил, что всей полнотой информации владеет его коллега по Свердловскому областному союзу промышленников и предпринимателей Игорь Кудрявцев. Тот, в свою очередь, пообещал дать ответ на следующей неделе.

Чтобы не терять времени, мы поговорили с дружественными Порталу 66.ru экспертами в облправительстве. Там люди не исключают и вовсе параноидальную идею: якобы у ТМК есть свой интерес к участку в Михайловске и компания не прочь построить там завод самостоятельно, без участия бельгийцев. Потребности в металлургической извести у предприятия велики, а запасов сырья хватит и на то, чтобы продавать ее на открытом рынке. Впрочем, Рудольф Давидов заявил, что не верит в конспирологическую версию неудач проекта, и уверил, что ТМК активно помогает Lhoist и их роль как партнеров велика.

Рудольф Давидов:

— Если честно, я не знаю, как работает вся эта система. Не могу сказать, почему все так непросто. Но мы будем использовать все возможные способы и уровни власти. Нам в этом помогут наши уральские партнеры. Если не получится решить на региональном уровне, пойдем к федеральным властям, пойдем через посольство и Министерство иностранных дел. Одним словом, сделаем все.

Напомним, что «ПроЛайм» (СП Lhoist и ТМК, — прим. ред.) планирует построить завод по производству извести, со всей сопутствующей инфраструктурой. Мощность двух очередей составит 560 тонн извести. Суммарные инвестиции — 120 млн евро, или более 5 млрд рублей по текущему курсу. Первую очередь компания планировала ввести в эксплуатацию в первом квартале 2016 года. Вторую — до конца 2018 года.