Раздел Бизнес
7 апреля 2014, 16:30

Мутно и дешево: зачем Вексельберг покупает областную долю в Кольцово

Уже полгода Свердловская область продает свой пакет аэропорта Кольцово Виктору Вексельбергу. Портал 66.ru разобрался в тонкостях этой сделки.

«Ренова» была выбрана в качестве главного инвестора Кольцово в декабре 2002 года, а летом 2003 года был подписан контракт со свердловскими властями. К тому времени «Ренова» скупила у работников около 10% акций. В итоге было создано акционерное общество «Кольцово-Инвест», в уставной капитал которого компания Вексельберга внесла эти самые ценные бумаги. При этом никакого публичного тендера проводить не стали. Тогда это решение объясняли дружескими отношениями между Виктором Вексельбергом и Эдуардом Росселем.

В 2005 году был открыт международный терминал Кольцово (15,4 тыс. кв. м, пропускная способность — 600 пассажиров в час), в 2007 году — внутренних линий (19,6 тыс. кв. м, 1000 пассажиров в час), в 2009 году — новый терминал международных линий и так далее. Пассажиропоток с 2003 года вырос более чем в три раза — с 1,3 млн до 4,3 млн человек.

Считается, что губернатора Росселя и олигарха Вексельберга связывала дружба. Быть может, именно по этой причине «Ренова» получила право на реконструкцию Кольцово безо всяких конкурсных процедур. Фото: rossel.ru

И вот теперь областные власти решили продать пакет в 34,56% акций Кольцово, который достался региону в подарок от Федерации. Но история с этой сделкой явно затянулась. Напомним, что впервые о таком варианте развития ситуации заговорили в 2012 году, когда аэропорт был включен в программу приватизации на 2013–2015 годы. Однако впоследствии этот пункт из нее исключили, сославшись на то, что область должна участвовать в развитии авиаузла и влиять на инвестиционную программу.

Нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, но теперь уже кажется, что данная причина была лишь красивой оберткой. В реальности же было принято решение продать (избавиться) актив по более сложной, а правильнее сказать — хитрой схеме.

Первый шаг — передача областного пакета в управление «Корпорации развития Среднего Урала». Цель благая — привлечь инвестиции в Кольцово на основе государственно-частного партнерства. «Никто лучше, чем КРСУ, не сможет обеспечить реализацию указа президента о государственно-частном партнерстве и развитии аэропорта», — аргументировал глава МУГИСО Алексей Пьянков.

Но в сентябре совет директоров Кольцово утвердил инвестиционную программу до 2015 года, которая предусматривает затраты на капитальное строительство (построить ангар для самолетов деловой авиации, гараж для спецтехники и паркинг на 500 автомобилей) и развитие ИТ-инфраструктуры. Цена вопроса — 2,5 млрд рублей. Конечно же, в качестве обоснования необходимости подобных работ приводили чемпионат мира по футболу в 2018 году. Сейчас многое будут объяснять этим событием.

За последние десять лет Кольцово стал одним из лучших аэропортов страны, а его пассажиропоток увеличился в три раза. Фото: stroim66.ru

В итоге областные власти сделали второй шаг: теперь уже бывший директор «Корпорации развития Среднего Урала» Сергей Филиппов заявил, что областному бюджету нет смысла вкладывать деньги в аэропорт, а лучше их потратить на строительство индустриальных парков (такая мифическая вещь, о которой давно говорят, но пока никто, по сути, и не видел у нас в регионе). Озвучивалась цифра в 1 млрд рублей (например, на покупку телевизионной башни, о которой в публичном пространстве как будто пока забыли, ушло 0,5 млрд рублей). Дело было в ноябре.

На дворе уже апрель следующего года, но совет директоров КРСУ так и не принял решение о продаже акций. Сначала журналистам объясняли, что управляющий орган не смог собраться в силу занятости его участников, затем рассказывали, что идет заочное голосование, а итоги подведут через несколько дней.

Сергей Филиппов, гендиректор КРСУ:

— Мы решили отложить решение вопроса по Кольцово до сегодняшнего совета по инвестициям у губернатора. Тут нет ничего особенного, какой-то подоплеки. Ключевой вопрос — обеспечение инвестиций в аэропорт и в прилегающую территорию. Мы сейчас работаем над тем, чтобы синхронизировать разные программы, чтобы реализовать в дальнейшем их.

Эти слова были произнесены 18 ноября. После этого даже Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство компании «Кольцово-Инвест» о приобретении 47,52% голосующих акций в уставном капитале ОАО «Аэропорт Кольцово». В итоге подконтрольная Виктору Вексельбергу структура будет владеть стопроцентной долей. Но сделки так и не состоялось.

Считается, что премьер Денис Паслер является «человеком Вексельберга». Быть может, затягивание сделки по продаже Кольцово и стало главной причиной для отставки Сергея Филиппова? Фото: ura.ru

Отметим, что структуры Вексельберга вложили в Кольцово около 12 млрд рублей (с учетом заемных средств), а еще около 6 млрд рублей — федеральные инвестиции в развитие аэродромной части. И вот теперь идет речь о том, что Свердловская область продаст акции аэропорта (34,56%) за 2 млрд рублей. Якобы именно такую оценку активу дала некая компания, название которой не упоминается.

Получается, что весь аэропорт стоит примерно 5,8 млрд рублей. Сделки по продаже аэропортов достаточно редки, а потому оценить правильность подобной оценки сложно. Для сравнения, в 2011 году 51% акций новосибирского Толмачево был продан компании «Комплекс Аэросервис» на аукционе за 2,8 млрд рублей. Получается, что аэропорт был оценен в 5,5 млрд рублей. Но надо понимать, что сделка была совершена три года назад, да к тому же пассажиропоток у наших сибирских соседей меньше — 3,2 млн против 4,3 млн человек в Екатеринбурге. Стоимость же активов в принципе сравнима. Странно.

Можно еще попробовать вывести стоимость Кольцово исходя из пассажиропотока. К примеру, ВЭБ оценил Домодедово примерно в 3 млрд долларов (кстати, собственники тогда говорили о 5 млрд долларов). В 2013 году его пассажиропоток составил 30,76 млн человек. Исходя из этих данных получается, что Кольцово должен стоить 419 млн долларов, или 14,8 млрд рублей по курсу ЦБ. Понятно, что данный подход показывает лишь приблизительную стоимость актива, поскольку аэропорты находятся в разных городах, имеют отличный пассажиропоток, но все-таки порядок цифр понять можно.

Вексельберг строит аэропортовую империю. Возможно, получение полного контроля над Кольцово позволит быстрее профинансировать проект. На фото проект нового терминала самарского аэропорта. Фото: ar-management.ru

Для управления аэропортовыми активами Виктор Вексельберг создал холдинг «Аэропорты регионов» (АР). Сейчас компания управляет гаванями в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Суммарный пассажиропоток в прошлом году составил 7,4 млн человек. Плюс к тому в Ростове-на-Дону и Саратове АР планируют построить аэропорты с нуля.

Очевидно, что локомотивом для АР является Кольцово, реконструкция которого фактически завершена, пассажиропоток растет впечатляющими темпами. И в этой ситуации государство явно мешает Вексельбергу в качестве акционера екатеринбургского аэропорта.

Анастасия Тайшина, эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности — taxCOACH:

— Стопроцентное участие позволяет принимать ряд важных решений, например, о реорганизации общества, об одобрении сделок с заинтересованностью, крупных сделок, для которых требуется квалифицированное большинство голосов. В принципе, участие государства в качестве акционеров накладывает определенные отпечатки на гибкость принятия управленческих решений, поскольку зачастую требуется получение предварительного одобрения соответствующих органов, к примеру, правительства области.

К сожалению, Кольцово не раскрывает свою финансовую отчетность. Ранее представители Вексельберга заверяли, что аэропорт больше не может брать кредиты, поскольку это — цитирую Филиппова — «экономически нецелесообразно». Но эксперты не исключают, что в дальнейшем за счет дивидендов (а их уже несколько лет не платили, кстати) от Кольцово, а также за счет закладывания аэропорта в качестве залога «Аэропорты регионов» смогут финансировать работы в других городах.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Решение о выкупе доли господином Вексельбергом очевидно, так как он уже владеет значительной частью акций Кольцово и, консолидировав пакет, получит возможность полностью определять стратегию развития аэропорта.

Эксперты не исключают, что накануне чемпионата мира по футболу или сразу после, когда работы во всех аэропортах будут завершены, Вексельберг примет решение продать актив (все пять портов). И государство в качестве акционера тут явно является лишним.

Быть может, губернатор Евгений Куйвашев еще решится сделать прозрачной сделку по продаже пакета аэропорта Кольцово Виктору Вексельбергу? Фото: gubernator96.ru

На самом деле вопросы о мутной продаже Кольцово мы адресуем даже не Виктору Феликсовичу Вексельбергу, который является успешным бизнесменом, цель которого — исключительно максимизация прибыли. Ему лично я благодарен, что за эти десять лет в Екатеринбурге появился классный аэропорт, о котором соседние со Свердловской области даже мечтать не могут.

Все вопросы я направляю нашему губернатору и правительству: почему выход из столь привлекательного актива происходит по непонятной причине, по мутной схеме и по непрозрачной цене. И это в тот период, когда областной бюджет испытывает острый дефицит. Быть может, региону действительно пора выйти из проекта под названием «Аэропорт Кольцово», но только будет неправильно, если финансовым итогом десятилетнего проекта станет получение 2 млрд рублей, которые затем будут потрачены (закопаны) на создание индустриального парка или достройку телевизионной башни. Портал 66.ru продолжит внимательно следить за этой историей.