Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Смотрим радио. Что общего у Фрейда с академической греблей

13 марта 2014, 16:11
Смотрим радио. Что общего у Фрейда с академической греблей
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Во второй серии радийного спецпроекта наш друг Наум Блик прогулялся по производственным помещениям холдинга «Выбери радио», вспомнил былые годы и узнал, какие слова лучше даже не пытаться произносить в эфире.

В прошлый раз мы гуляли по студийным помещениям радиохолдинга Николая Грахова. Сегодня речь пойдет о холдинге «Выбери радио», куда входят: «Русское Радио», «Европа Плюс», Hit FM, «Радио Дача», «Шансон», «Ретро FM», Business FM и «Радиола».

Помню, как я впервые оказался в здании на Хохрякова, 104. Летом 1999 года наш молодой и дружный коллектив без преувеличения легендарной радиостанции «Стиль FM» переезжал на новое место. Я уже год вел с коллегами еженедельную авторскую программу «Терапия», и теперь у станции появился новый владелец, а вместе с ним — и светлый офис рядом с парком «Зеленая роща», что ослеплял белизной стен и вдохновлял на новые свершения. Мы присоединились к медиахолдингу «Четвертый канал».

Спустя почти 15 лет я снова здесь, правда, уже в другом качестве. Сегодня мне предстоит поговорить с новыми обитателями здания, пройтись знакомыми коридорами, что еще помнят энергичную походку моей юности.

Поднимаюсь на пятый этаж. С тех пор изменилось немногое, появились стеклянные перегородки, кофематы и по охраннику практически на каждом этаже. В остальном картинка соответствует тому, что осталось в памяти.

Меня приветствует бренд-менеджер холдинга «Выбери радио» Анатолий Емельянов, он познакомит с нужными людьми и попутно расскажет о своей работе.

Совсем недавно в компании «Выбери радио» случилось пополнение: в эфир вышла новая станция «Радиола», на которую возлагаются большие надежды. Вещает она на частоте 106.2 FM с октября 2013 года. И это единственная местная станция холдинга. В ее активе песни советской эстрады 60–80-х годов, а также зарубежные композиции, что были популярны в то время. «С нее и начнем», — говорит Анатолий, открывая первую дверь.

Радио вне времени

В небольшой студии сидит хрупкая, обаятельная девушка. Ее зовут Анастасия Кунгурцева. И она только что закончила свой утренний эфир.

Настя здесь с самого момента открытия. Это ее первый опыт работы на радио. Но можно сказать, что она уже освоилась и чувствует себя свободно, сказывается наличие актерского образования.

Кстати, на радиостанциях Екатеринбурга работает много выпускников ЕГТИ. Настя связывает это с тем, что ни в одном вузе города так хорошо не подходят к постановке речи. Даже на журфаке этому уделяется недостаточное внимание. К тому же, одним из сильных качеств актера является воображение, а на «Радиоле» это особенно важно, так как формат требует от ведущего максимального погружения в атмосферу того времени.

Никакой «чумачечей весны» и «шоколадных зайцев», только светлые и искренние песни, что знает наизусть уже не одно поколение соотечественников. Не зря девиз (да, именно девиз, а не слоган) «Радиолы» гласит: «Помни о хорошем».

— Какие ассоциации у тебя вызывает то время?
Есть такая картина «Москва после дождя», она полностью отражает мои впечатления о том времени, она дышит свежестью. Мне кажется, тогда люди были счастливее, дружнее и чище, что ли. Это и в песнях чувствуется. В политическом плане, конечно, были свои сложности, но сейчас не лучше. Я бы очень хотела побывать в той Москве.

После эфира Настя обычно спешит на другую работу, где преподает детям актерское мастерство и сценическую речь.

Я же перехожу в соседнее помещение, с любопытством оглядываясь по сторонам.

Тут говорят даже стены и двери.

Кругом развешены объявления и записки, холодильник не исключение.

Агенты раскрывают секреты

Пока мы разговаривали с Анастасией, в студии Hit FM закончили свое вещание «Агенты 7:00»: Кристина Майорова, Олег Сергеевич и Сергей Рыжков. Заглядываю к ним.

Раньше вдоль этих стен стояли бы стеллажи с компакт-дисками, ведь ведущему приходилось ставить песни в эфир именно с CD и сводить их вручную. Это сейчас вся музыка хранится в компьютере, и песни, рекламу и джинглы программа сводит сама. Ведущему остается только говорить и следить за ее работой. Сегодня эти стены украшают лишь фотографии и те же записки.

Приятно, что среди прочего мы увидели значок с логотипом 66.ру.

— Вы в эфире втроем. Как распределяете обязанности?
Кристина: — Вообще кто за пультом — тот и главный, он ведет эфир. Двое других на подхвате. Раньше за пультом преимущественно сидела я, но с недавних пор мы стали экспериментировать и меняться.
— С чем это связано?
Олег: — Это наше совместное с руководством решение. Решили попробовать.
Кристина: — Все же я считаю, что эксперименты — это хорошо, но в данном случае каждый должен быть на своем месте. Пора уже определиться. Это как в театре. Я же не играю сегодня, например, Машу из «Трех сестер», а завтра Ольгу.

В любой работе есть свой брак. Депутат может проголосовать за абсурдный закон, повар — не заметить таракана в супе, а ведущий — оговориться. Особенно в ходу так называемые оговорки по Фрейду.

Олег однажды вместо «фотосессия в стиле Love Story» произнес: «Фотосессия в стиле ню». Радости коллег не было предела, они ободряюще хлопали его по плечу и поздравляли с тем, что он наконец освободил свои тайные желания.

Но есть и более опасные слова и выражения. Очень внимательно нужно произносить, например, «академическая гребля».

Радио без призов — это как свадьба без танцев. Ежемесячно на Hit FM их разыгрывается более 80, и на какие только ухищрения не идут некоторые люди ради пары порций роллов или билетов в кино! Приходится вести свой черный список слушателей: в него входят те, кто вел себя некорректно в эфире (таких порядка 20 человек), и те, кто уже участвовал в конкурсе и, согласно правилам, должен воздержаться от этого в течение двух месяцев. Но не всех слушателей это останавливает. Некоторые откровенно врут, пытаясь скрыть свой недавний выигрыш. А ведь если ведущий проявит невнимательность и отдаст приз тому, кто в черном списке, то его могут оштрафовать.

Люди звонят на радио не только для того, чтобы получить приз или поговорить с ведущими, иногда им просто одиноко и они хотят почувствовать свою причастность к жизни любимой станции. На радио «Дача» есть автоответчик, куда можно позвонить в любое время. Иногда за ночь накапливается до 70 сообщений, каждое из которых нужно непременно прослушать. Вот одно из них, поступившее примерно в 3 часа ночи: « Алло, здравствуйте, радио «Дача», меня зовут Роза Марковна, я очень люблю ваше радио, всегда вас слушаю и всегда с вами. Я вот только сейчас схожу попью и приду…»

— Теле- и кинозвезд люди узнают на улице в лицо, а бывает, что вас узнают по голосу?
Кристина: — Да, меня однажды узнали по голосу в очереди в магазине. Я долго общалась с кассиром, а парень рядом спросил: «Вы случайно не Кристина Майорова»?
— И что ты ответила?
— Сказала, что я Иван Ургант (смеется).

Проведя 40 минут в обществе веселых «Агентов», мы с Анатолием идем дальше, и тут мне в глаза бросается знакомое и милое сердцу окошечко с решеткой в виде восходящего солнца.

Такие были раньше на многих предприятиях, в них выдавали зарплату.

Я тоже испытывал трепетное волнение, стоя в очереди за заветным конвертом. Времена изменились, и на смену конвертам пришли банковские карты. Что стало с окошком сейчас и от чего зависит финансовое благополучие рядовых сотрудников, мы узнаем у лучшего менеджера по продажам рекламы холдинга «Выбери радио» Ирины Кутлуевой.

Карты, деньги, три стола

Вообще в холдинге три рекламных отдела. За каждым закреплены определенные радиостанции, у Ирины в отделе — «Русское радио», «Ретро ФМ» и Hit FM. Рекламой она занимается 10 лет, хотя после Педагогического института должна была пойти преподавать машиностроение в техникуме.

Сейчас она самый успешный менеджер по продажам среди всех регионов, где работает «Выбери радио». Но Ирина не успокаивается, для нее денег, что она приносит в компанию, всегда мало.

«Для меня работа — как спорт, к тому же, я ее очень люблю, в этом и есть залог успеха хорошего менеджера», — улыбается она.

Кстати, практически каждый второй радиослушатель Екатеринбурга выбирает одну из станций холдинга «Выбери радио». Их доля в общем объеме радиослушания составляет 49%, в то время как у холдинга Николая Грахова 37%, а у ВКПМ 7%. Остальные 7% приходятся на станции вне холдингов.

В связи с развитием интернета рекламный бизнес стал разнообразнее, появилось много игроков на этом рынке. По словам Ирины, это не сильно сказалось на объемах радиорекламы, просто ее стало сложнее продавать. Лет пять назад было проще.

— Скажите, работа вашего отдела влияет на зарплату рядовых сотрудников?
— Да, влияет напрямую. Если мы выполняем план, то раз в квартал наши коллеги получают премии. Так что можно сказать, что их настроение в такие дни во многом зависит от нас, мы это понимаем и стараемся их не расстраивать.

А окошечко и по сей день выполняет ту же функцию, правда, деньги там получают новички на испытательном сроке и фрилансеры. У штатных сотрудников на частоту приема зарплаты настроены банковские карты.

После разговора с Ириной я не мог не зайти в кабинет, где раньше готовился к своей программе. Сейчас там располагается бухгалтерия. И (о чудо!) на стекле по-прежнему висит знакомая наклейка.

Бухгалтерия, как всегда, сосредоточена на стопках бумаг, и моей радости по поводу этого события не разделила. Иду искать понимания у программного директора.

Урал — опорный край холдинга

Николай Гудков, пожалуй, самый молодой программный директор в Екатеринбурге. Ему 28 лет.

Начинал в Магнитогорске на радио «Макс ФМ», куда попал в 19 лет, предварительно пройдя конкурс на вакансию ведущего из 150 человек. Полгода назад прошел несколько этапов собеседования на занимаемую ныне должность и переехал в столицу Урала.

Холдинг «Выбери радио» насчитывает 62 радиостанции в 24 городах России и 13 сетевых радиоформатов. В общей сложности в нем работают около 600 сотрудников, а суммарный охват аудитории составляет 6,9 миллиона слушателей. Именно в екатеринбургском филиале самое большое количество станций, а по числу проводимых акций и промокампаний он на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.

Особая гордость екатеринбургских сотрудников холдинга — продакшен-студия, на которой готовят большие спецпроекты для всех регионов. Например, все специальные программы об Олимпиаде в Сочи (а это новости с места событий, джинглы и перебивки) производились в Екатеринбурге и рассылались потом во все регионы вещания «Выбери радио».

Во времена моей работы на «Стиль FM» размах был гораздо меньше. Этот бизнес только формировался, как и представления о форматах и задачах станции. Например, одной из приоритетных задач было не только развлечение слушателя и продажа рекламы, но и его просвещение. Так, например, на волне 103.2 еженедельно выходило несколько авторских программ, подробно рассказывающих о самых современных музыкальных течениях, от хип-хопа и эмбиента, до транса и дип-хауса.

— Важно ли сегодня музыкальной станции не только развлекать слушателя, но еще и просвещать его?
— Формат музыкального радио подразумевает в большей степени развлечение слушателя. Просветительские функции у нас минимальны, они сводятся к определенным программам и спецпроектам, таким как «Ребенок: инструкция по применению» на «Радио Дача» и, например, «Клаксон» на «Шансоне». В первом случае даются практические советы родителям, а во втором — обсуждаются разнообразные вопросы, интересные автомобилистам.

— А как радио развивается непосредственно в автомобиле? Каким будет приемник нового поколения?

— Думаю, что в ближайшем будущем радио будет существовать в виде некоего симбиоза с «магазином на диване» и газетой. Нечто вроде расширенного RDS-приемника. То есть в автомобиле во время прослушивания радио на дисплее сразу будет видно название песни и имя исполнителя. Будет предусмотрена функция, когда слушатель онлайн сможет узнать о нем всю интересующую информацию, добавить песню в избранное. То же самое будет касаться и рекламы: во время трансляции ролика можно будет вывести на дисплей приемника более полное описание товара или услуги. Я знаю, что такое уже реализуется в Европе, и один из автопроизводителей выпустил новую модель авто с подобной системой.

31 декабря 1999 года радиостанция «Стиль FM» вышла в свой последний эфир. Так получилось, что этот день выпал на нашу программу. Попрощавшись со своими слушателями, мы вступили в новую жизнь в новом тысячелетии, а на следующий день на частоте 103.2 раздались первые позывные радио «Шансон». Наше новое руководство решило сделать ставку на сетевую станцию, а нам было предложено перейти в другие подразделения, но большинство сотрудников ушли совсем.

В ту новогоднюю ночь я вышел из здания на Хохрякова, 104 и направился домой, к праздничному столу. До полуночи оставалось два часа, под ногами хрустел снег, а внутри щемило знакомое многим чувство. Чувство, когда понимаешь, что твоя первая любовь осталась в прошлом, а ты сам стал намного старше.

Текст: Наум Блик
Фото: Сергей Логинов для 66.ru