Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Назад в 2008-й? Уральские банки ударил автокризис

26 февраля 2014, 16:16
Спрос на новые авто продолжает падать, что привело уже к «внеплановому отпуску» нескольких автозаводов России. Чтобы сохранить объемы своего кредитования, банки будут стараться расширить количество партнеров среди автопроизводителей. Но без помощи государства торможение не остановить.

Новый год начался с падения количества продаж на российском авторынке. В январе россияне купили 153 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что почти на 9,5 тыс. меньше, чем годом ранее. Половина производителей оказалась в минусе — соответствующие данные приводит аналитическое агентство «Автостат». Причина тому — и боязнь кризиса, и наличие кредитов практически у 85% работоспособного населения, и определенное насыщение рынка, сформированное государственной программой автокредитования в прошлом году. Как результат — осложнения на предприятиях-производителях.

Вместе с авторынком падает и рынок автокредитования. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2012 году рынок вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом, в 2013-м — на 24%, а в 2014 ему прогнозируют рост около 20%.

При этом, по словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, доля кредитных машин растет. Почти каждый второй новый автомобиль в России куплен в кредит.

Очевидно торможение рынка и по статистике банков.

Как сообщили 66.ru в пресс-центре Уральского банка Сбербанка России, в период с начала года по 19 февраля в Свердловской области банком было выдано 177 автокредитов на сумму чуть более 100 млн рублей. При этом за аналогичный период прошлого года Сбербанк выдал 561 автокредит. Таким образом, количество выданных ссуд сократилось фактически в три раза.

Незначительное снижение по количеству выданных автокредитов наблюдается и в ВТБ24. Согласно данным банка, за декабрь 2013 года было выдано 678 автокредитов на более чем 300 млн рублей, в то время как в январе банк выдал только 278 кредитов. При этом в банке отмечают, что окончательные выводы о снижении делать рано, поскольку январь — мертвый месяц в плане продаж новых автомобилей.

Алексей Токарев, старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24:

— В целом наш прогноз на 2014 год — умеренный. Мы планируем, что продажи автомобилей останутся на уровне 2013 года, а рынок автокредитования вырастет. Однако увеличение портфелей произойдет не за счет роста продаж. Если падение продаж автомобилей продолжится, то будет и спад в автокредитовании.

По словам регионального директора уральской дирекции Росбанка Игоря Смурова, рынок автокредитования в ближайшие годы еще притормозит.

Игорь Смуров, региональный директор уральской дирекции Росбанка:

— На фоне нестабильной экономической ситуации предпочтения смещаются от приобретения новых машин в сторону сбережения средств. В данном случае банки не заинтересованы в стимулировании спроса путем снижения ставок, поскольку сконцентрированы на улучшении качества кредитных портфелей. Поэтому разрабатываются специализированные программы лояльности, в рамках которых добросовестные заемщики, а также зарплатные клиенты получают привилегии.

В НБКИ уверены, что в свете подобного спада банки будут разрабатывать более интересные программы для заемщиков в сегменте автокредитования.

Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ:

— Сменились акценты: если ранее покупатель выбирал машину, а потом обращался за автокредитом, то сейчас все чаще люди выбирают кредитную программу и уже потом подбирают подходящий автомобиль. Надо отметить, что для банков автокредитование как сегмент залогового кредитования более надежен, чем необеспеченные кредиты. Мы ожидаем, что банки будут разрабатывать все более интересные программы для заемщиков в этом сегменте

Резюмируя, можно говорить, что при дальнейшем падении спроса на новое авто конкуренция в сегменте автокредитования усилится. Банки будут стараться расширять свое предложение, наращивая количество партнеров среди автодилеров и автопроизводителей и заманивая клиентов различными бонусами. На ставки по автокредитам эта борьба не повлияет. Но все это не даст серьезного стимула к увеличению продаж автомобилей. Простимулировать спрос и остановить падение рынка автокредитования смогла бы пролонгация госпрограммы автокредитования, закончившаяся в конце прошлого года, но пока ее судьба неизвестна.