Раздел Бизнес
19 сентября 2013, 17:22

Изнанка бизнеса: пять миллионов в месяц на детских какашках

Портал 66.ru продолжает препарировать деятельность коммерсантов. Сегодня мы решили с головой окунуться в чарующий мир детских подгузников. И не абы каких, а японского производства.

Торговые марки Merries, Goon, Moony уверенно завоевывают своего потребителя в России. Интернет буквально кишит сообщениями о том, насколько они хороши и гипоаллергенны. При этом купить их можно далеко не в каждом магазине. Но почти в каждом интернет-магазине.

Однако не все они попадают к нам легально. Хотя «белые» и «серые» подгузники не отличаются абсолютно ничем, кроме цены. Вместе с нашим сегодняшним анонимным собеседником мы выяснили, почему японские подгузники стоят столько, сколько они стоят. Кто и в каких объемах зарабатывает на детских какашках?

Я начал заниматься японскими подгузниками три года назад. Тогда все было по-другому. Гораздо проще. Купить в Японии товар, привезти его, задекларировать и продавать мог любой. Любую партию.

Сейчас появились эксклюзивные дистрибьюторы, зарегистрировавшие торговые марки и владеющие всеми правами на территории России. Теперь торговать японскими подгузниками могут только они. Официальными путями через таможню больше никто не провезет. Только 20 пачек для личного пользования. Но это смешно, сам понимаешь.

Жизнь современной молодой матери сложно представить без подгузников. Японские товары распространены не так сильно, как европейские, но доля их растет стремительными темпами. Причем исключительно за счет сарафанного радио.

Эти монополии портят всю погоду на нашем «свободном» рынке. Из-за отсутствия конкуренции они могут устанавливать МРЦ — минимальную розничную цену. Запретить продавать ниже этой цены. Вся эта регистрация эксклюзивных прав направлена только на извлечение прибыли конкретными компаниями.

Такая же история — с героями «Диснея» на подгузниках. Есть компания, которая обладает эксклюзивными правами в России на любую продукцию «Дисней». Все идет через нее. И если у нее есть договоренность, что на европейских подгузниках в России ставятся Тигры и Винни-Пухи, то на японских подгузниках ты их уже не увидишь. А если увидел — знай, что это «серый» товар, который попал в страну в обход официального представителя «Диснея». Такой подгузник запрещен к ввозу.

Неофициальные каналы попадания в страну любого товара были, есть и будут. На каждой таможне есть человек или структура, которая этим занимается. Это отдельный бизнес. Ты просто даешь энную сумму таможенникам, чтобы прошел контейнер, и он декларируется не как подгузники. Как правило, получается от 50 до 70 рублей на пачку.

Провести левый товар через таможню сейчас гораздо сложнее, чем раньше. Хотя бы потому, что все кругом увешано видеокамерами. Но этот бизнес не может просто взять и испариться.

После введения эксклюзивов цены на «неофициальную таможню» заметно выросли. Еще немного — и стало бы невыгодно возить «серый» товар. Однако рентабельность все равно упала. Количество «серых» каналов между Японией и Россией уменьшилось. Порой проще завезти через Казахстан или Белоруссию.

В Японии пачка подгузников стоит 450 рублей. (Эксклюзивные договоры российских компаний явно предусматривают понижение закупочной цены. Допустим, до 400 рублей). Перевозка морем увеличивает стоимость каждой пачки на 30 рублей. Таможня — еще на 10%. Перевозка до Екатеринбурга — 50 рублей за пачку. Итого — 580 рублей. То есть, не имея препонов и посредников, можно получать такую стоимость в Екатеринбурге.

Реальная выходная цена сегодня — 900 рублей. То есть как минимум 50% накрутки. И это свободный рынок? Такая накрутка — из-за того что нет конкуренции. Моя бы воля — я бы завез по 580 и продавал бы по 750. Все были бы довольны, согласись.

Отличить «серые» подгузники от «белых» невозможно. Это одни и те же подгузники, на пачках которых нет ни одного русского слова и только три английских — «made in Japan». Даже на полках они зачастую стоят без наклеек.

Что интересно — курс иены за последний год упал с 42 до 33 рублей за сотню. Больше чем на 20%. Цена пачки при этом не изменилась — 1400 иен. По идее, товар в России должен дешеветь, так? У нас же все наоборот — за год он подорожал больше чем на 10%. В прошлом году дистрибьюторы продавали его по 680, сегодня — по 760. Сами они объясняют это тем, что выросли транспортные расходы. Но все остальное-то либо подешевело, либо осталось таким же!

Ценовая цепочка выглядит таким образом: 450 — стоимость пачки подгузников в Японии, 580 — оптовая в Екатеринбурге, 760 — цена дистрибьютора, 900 — розничная. Причем минимальная розничная, установленная дистрибьютором. Продавая по 760, дистрибьюторы просто монополизировали рынок.

Разница между 580 и 760 — это 30-процентная накрутка. Скажи мне, куда столько? Мы считали как-то год назад: объем рынка только японских подгузников в Свердловской области — 50 млн рублей. Извините, при таких оборотах и 10% хорошая цифра. Это же 5 млн в месяц! Мало кому-то?

На рынке японских подгузников в России сложился пул компаний, которые самолично зарабатывают на них свои деньги. И сами устанавливают, сколько они должны зарабатывать.

Теперь давай посчитаем «серую» схему. 450 — стоимость подгузников в Японии. На таможню добавляем по максимуму — 70 рублей. Итого получается 650, но это уже оптовая цена, дистрибьютор в этой схеме не участвует. Моя выгода — 110 рублей с пачки. Это уже сверхприбыль!

Ты где-нибудь видел рекламу японских подгузников? И я не видел. Информация о хорошем качестве японских подгузников расходится только по сарафанному радио, других каналов нет. С каждым годом объемы этого рынка растут и растут. И я не удивлюсь, если за ближайший год цена снова вырастет на 10%. Хотя объективных причин для этого нет — ни доллар, ни иена не растут. Если на 10% подорожала доставка, то цена должна вырасти на 5 рублей, а не на 80.

В качестве иллюстраций использованы кадры из мультфильма «Осторожно, обезьянки!» («Союзмультфильм», 1984 г.)