Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Кокурин, «Билайн»: «Пока LTE не нужен ни операторам, ни потребителям»

1 июля 2013, 08:31
интервью
Владимир Кокурин, «Билайн»: «Пока LTE не нужен ни операторам, ни потребителям»
Фото: Сергей Панин; 66.RU
Новый технический директор уральского «Билайна» рассказал, почему оператор делает ставку на сотовую связь, какой будет скорость в сети через полгода и когда в Екатеринбурге появится LTE.

— Вы являетесь техническим директором уральского «Билайна» с начала апреля. Какие цели поставлены перед вами? На что будете делать ставку?
— Мы сейчас в основном занимаемся стройкой сети, поскольку в этом мы достаточно серьезно отстаем от наших конкурентов. Именно поэтому в этом году делаем ставку на легкие позиции, а также пытаемся договориться с конкурентами о размещении на башенных позициях. Все дело в том, что я пришел в марте, а потому бюджет был сверстан. Моя практика говорит о том, что любое переформатирование рынка начинается с сетки: если ты хочешь изменить, улучшить свои позиции, то ты должен изменить технологию. Это база для коммерческой активности и новой тарифной политики.

— А что у вас происходит с сегментом широкополосного доступа в интернет? Раньше «Билайн» очень активно строил сеть в Екатеринбурге, а сейчас активность явно снизилась.
— Я бы не сказал, что мы перестали строить сеть — просто сейчас делаем ставку на те точки, где мы уже присутствуем. Пока нет понимания, что необходимо развивать этот бизнес на новых территориях. Все-таки ставку сейчас делаем на мобильный сегмент. Для B2B-клиентов строить сети ШПД продолжаем. В день я подписываю порядка 20 заявок на организацию «последних миль». Но масштабной стройки не ведем.

Для «Билайна» ключевым на данный момент является сегмент сотовой связи.

— Что дальше будете с этим сегментом бизнеса делать?
— Время покажет. В принципе на Урале большой объем выручки дает фиксированная связь. У ШПД большого влияния на выручку нет — это накладывает отпечаток на темпы развития сегмента. И все-таки мне кажется, что было не совсем правильно смешивать мобильный бизнес с ШПД. Правильнее, чтобы компания занималась фиксированным рынком, чтобы это были самостоятельные подразделения. Пока синергетического эффекта от объединения особо нет, поскольку подходы в сегментах совершенно разные. Во многом благодаря этому маленькие игроки по ШПД могут легко обыгрывать федералов.

— В Екатеринбурге уже не первый год продолжается битва за столбы: городские власти хотят, чтобы провайдеры убрали коммуникации под землю, но компании под всяческими предлогами затягивают этот процесс. У вас какое видение данной ситуации?
— В этой истории есть несколько граней. Мы действительно ведем переговоры с администрацией по уходу под землю. В принципе, мне как человеку, который отвечает за техническую часть, за надежность сетки, выгодно убрать коммуникации в канализацию, так как там они менее подвержены вандализму, авариям, погодным условиям. Мы сейчас ведем переговоры с «Ростелекомом», поскольку пока только они имеют канализацию, которая может принять всех страждущих. Но ситуация очень пограничная, так как «Ростелеком» является монополистом.

Я понимаю желания администрации города. Есть города, где просто изначально не разрешали размещать коммуникации на столбах. Например, так было в Волжском, что находится недалеко от Волгограда. И мы готовы поэтапно в пределах трех лет переносить волокно под землю.

«Мы готовы поэтапно переносить волокно под землю, но пока соглашение с «Ростелекомом» не подписано».

— Источники в «Ростелекоме» заявляли Порталу 66.ru, что готовы сдавать в аренду канализацию чуть ли не по цене подвеса. Какая цена вас бы устроила?
— Мы ведем переговоры с этой весны, но пока каких-то решений не принято. Это очень небыстрый процесс. И мы видим, что «Ростелеком» идет навстречу — раньше они выдавали технические условия на ограниченное время, а теперь готовы давать что-то типа «проездного», который позволяет работать в течение года. По цене размещения в канализации пока говорить не готов, так как нет заключенных договоров.

— А ведь какой-то кусок показательный хотели строить под улицей Малышева?
— Мы пока в нем не участвуем и не очень хорошо знаем, что там происходит сейчас.

— В соседней Тюмени с коммуникациями на проводах борются еще жестче. Как у вас там обстоят дела?
— Там ситуация несколько отличается от той, что в Екатеринбурге. Все дело в том, что администрация Тюмени решила в свое время отказаться от троллейбусного движения. И соответственно, мы остались без столбов. Там перенос в канализацию «Ростелекома» обойдется примерно в 50 млн рублей. Мы подписали трехлетний план. Но там речь идет о пяти-шести улицах.

— Еще одна модная тема — четвертое поколение связи. У меня четкое ощущение, что операторы не особо горят желанием строить LTE-сети.
— Это правда, что мы не очень хотим строить LTE. По большому счету сегодня LTE — это красивая игрушка, которой операторы пытаются привлечь внимание части абонентской базы, интересующейся новыми технологиями. И мы смотрим, как LTE развивается у Yota и «МегаФона», и понимаем, что на данном этапе более правильно инвестировать в третье поколение, особенно нам здесь, на Урале. Если говорить точнее — в 3G и 2G одновременно. От этого отдача будет в десятки раз лучше, чем от LTE.

Четвертое поколение будет востребовано года через три, когда появится большое количество терминалов, контент для этой технологии. В принципе при большом желании из 3G можно выжать качество, позволяющее смотреть качественное видео, слушать музыку.

LTE появится в Екатеринбурге в 2014 году, но сеть будет не очень большой.

— Получается, что пока в LTE инвестировать не планируете?
— Нет, мы будем инвестировать в LTE. Но сеть будет не такой масштабной, как у третьего поколения. Планируем сделать это в следующем году.

— Вы говорите, что сейчас делаете ставку на строительство сети. Можете в каких-то цифрах сказать, насколько вырастет средняя скорость?
— У нас есть такой параметр, который мы замеряем, — это средняя скорость на абонента. В зависимости от загрузки в уральских филиалах сейчас скорость составляет 1,5–2 Мбит/с. Понятно, что иногда бывает ниже, бывает выше. Мое мнение, что этот показатель должен находиться на уровне 3 Мбит/с. Сейчас под эту цель затачиваем нашу сеть. Думаю, что поставленной задачи достигнем уже в этом году. Мы делаем сейчас ставку на стройку. С нее все начинается. Как увеличить скорость передачи? Есть множество вариантов. Но по сути это можно сделать только за счет количества базовых станций.

Фото автора