Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

3 января 2014, 14:35
Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»
Фото: Сергей Панин; 66.RU
Антон Шаяхов 5,5 лет трудился в «СКБ Контур», но год назад перешел работать в Aviasales.ru на должность маркетолога. В интервью Порталу 66.ru он рассказал, как они из Таиланда делают классный сервис для российского рынка.

Головной офис Aviasales.ru находится в Таиланде, но при этом пока основным рынком для сервиса является российский. Антон приехал в Екатеринбург, чтобы выступить на IT-конференции. Мы решили воспользоваться этой возможностью, чтоб побольше узнать о специфике работы в Aviasales. Только интервью на этот раз брал не журналист, а директор Портала 66.ru Евгений Островский.

— У вас много удаленных сотрудников в компании?
— Нет, у нас два основных офиса. Самый большой — в Таиланде, на Пхукете, там 65 человек сидит. И есть офис в Питере, там около десяти человек. Удаленщиков человек пять. У нас вот гендиректор — в Австралии правда сидит.

— Он из Таиланда уехал в Австралию?
— Он вообще в Таиланде никогда не жил. У нас основатель Aviasales.ru Костя Калинов работает в Таиланде, вместе с нами в офисе, а гендиректор, который занимается всем управлением, — в Австралии.

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

Большая часть сотрудников Aviasales работает в офисе на Пхукете.

— Как вы коммуницируете? Ну вот чисто технологически.
— По скайпу. Гендиректор общается раз в неделю со всеми топами на общей встрече по скайпу, плюс к тому каждый день с одним из топов. Раз в три месяца все топы съезжаются на Пхукет, а раз в год собираются там же все сотрудники.

— Я сколько ни пытался — по скайпу невозможно работать, там вечно провалы связи…
— Ну да. У нас в Таиланде вообще не очень хороший интернет. Именно поэтому совещания проводят в обед, когда все сотрудники уезжают на перерыв. Кроме того, четыре менеджера сидят за одним компом, чтобы не было лагов с сетью.

— Каков национальный состав в Aviasales?
— Из тех, кто работает полный день, все русскоговорящие. Мы же ориентируемся по большей части на российский рынок.

— Каков возраст работников?
— Обычно 27–28 лет, хотя есть и старше.

— Какая может быть мотивация у человека, чтобы все оставить, уехать неизвестно куда и работать там?
— Во-первых, мы не все оставляем. У меня, например, в Екатеринбурге квартира есть. Я в любой момент могу в нее вернуться. А что заставило? Я вообще переехал в Таиланд не из-за того, что это Таиланд, а из-за того что мне предложили интересную работу. Мне природа не особо важна. Жена, конечно, радовалась, что едем в теплые края. Мне просто предложили интересную работу — я занимаюсь маркетингом мобильных приложений. Это очень круто.

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

«Я вообще переехал в Таиланд не из-за того, что это Таиланд, а из-за того что мне предложили интересную работу».

В основном же переезжают чаще одинокие, без жен, мы стараемся таких брать. Но из-за того что у нас уже довольно крутой сервис, часто приходят люди с опытом; а обычно кто с опытом — он уже и с женой, и с детьми. И вот надо такой баланс соблюдать, чтобы человек уже был и с опытом, и он готов был поехать, — тяжело искать. Но там же предоставляются все условия — оплачивается перелет, даются подъемные деньги, чтобы ты там жил. Тебе оплачивается жилье первое время. А еще делается виза и страховка. Все за счет компании.

— Антон, ты сказал, что есть ряд проблем, для таких компаний главное — кадры, и вам сотрудников искать сложнее, чем тем, кто, например, имеет офис в Москве. Тогда в чем выгодность все-таки — сидеть в Таиланде?
— Во-первых, мы все не любим холодные, снежные зимы. Во-вторых, у всех людей, приезжающих сюда, более-менее одинаковый склад характера. Это такой молодой чувак, амбициозный, он готов поехать в другую страну, он знает английский язык. Это такая клевая система отбора. Если тебя взяли к нам на работу — то ты уже, скорее всего, нам подходишь, если ты приехал — всё. Хотя у нас есть офис и в Питере, но он небольшой.

— Ты работал в «СКБ Контур». Чего тебе не хватает в Aviasales? И чего не хватало в «СКБ Контур»?
— Хороший вопрос. В «СКБ Контур» в офисе были всякие плюшки, кофе, еда. В Aviasales тоже есть кухня, но ты должен сам туда еду приносить. Но это очень такая мелкая штука, бытовая, о которой я вот первый раз и задумался. Это единственное, что я вспомнил. А наоборот? Ну там всё... Aviasales — это же другая страна…

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

«Я мосты не сжигал — в любой момент могу вернуться в Екатеринбург, где у меня осталась квартира».

— Вы купаться в обед ходите?
— Нет, в обед не ходим, а утром, перед работой. Мы ж с 12 дня работаем.

— Из-за разницы во времени с Россией? Или вы официально утвердили и без того раздолбайский график разработчиков?
— Там два фактора совпало. Первый — разница с Москвой три часа. То есть когда у нас 12 — в Москве 9. Во-вторых, днем очень жарко и на улицу выходить не очень хочется.

— С точки зрения быта тебе сложно было приноровиться к тайским правилам? Ты же привык здесь — вот есть киоск, есть магазин…
— А я в Таиланде был уже, до того как устроиться на работу. Он мне вообще очень нравился. Я даже в России когда жил, всегда старался где-нибудь найти тайский ресторан, например.

— Ты дома не готовишь?
— Вообще иногда мы готовим. У меня жена тоже там живет, она скучает, допустим, по готовке и часто что-нибудь готовит. Более того, здесь очень много продуктов, которые мы привыкли есть в России. И майонез, и сыр — все что захочешь.

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

Чаще всего через мобильное приложение ищут те, у кого уже нет времени сделать это при помощи компьютера.

— В быту испытывал какой-нибудь дискомфорт?
— Песок в доме. Сейчас эта проблема у нас более-менее решилась: у нас перед входом в дом стоит душ, и я когда домой захожу — всегда ноги в душе споласкиваю и сейчас уже песок не таскаю.

— Тебе какая больше культура нравится — европейская или азиатская?
— Если что-то выбирать — я бы всегда азиатское выбирал. Мы не ходим в европейские кафешки, ходим только в трушные тайские, где все по 20–30 бат. Но к ним надо привыкнуть.

— В отпуск куда поедете?
— Мы сейчас гоняли в отпуск в Бангкок, так как у нас же Пхукет — деревня, откровенно говоря. Сгоняли в Бангкок, сейчас хотим в Сингапур сгонять. В Малайзию гоняли — там прикольно, в Куала-Лумпур. Мне хочется смотреть именно азиатские страны, я не хочу никуда в Европу.

— Как ты считаешь, ты в их культуру как-то интегрировался?
— Нет. И у меня даже не было попыток как-то интегрироваться. Да, я общаюсь с тайцами, у меня там есть тайские друзья, но я с ними на самом деле не такой уж друг, просто товарищи. Тайский язык я не учу, зачем мне его учить вообще? Английский язык есть — и ладно. Тайцы, с которыми что-то можно и интересно обсудить, прекрасно говорят и по-английски.

— Как вы можете знать специфику русского туризма, если вы уже много лет в России-то не бываете?
— Мы же путешествуем, видим всех этих туристов, которые к нам приезжают. Мы знаем, где их искать. Плюс у нас очень клевая партнерская программа есть — нам она вообще очень большой процент заработка приносит. Мы постоянно общаемся с ними, и это дает результаты.

Антон Шаяхов, Aviasales: «Местонахождение офиса для бизнеса значения не имеет»

Сейчас мобильное приложение дает 25% поисков. И каждый месяц этот показатель увеличивается.

— Ты занимаешься мобильным приложением. Какой процент покупок сейчас идет через него?
— Сейчас у нас 25% поисков идет с мобильного приложения. Это хороший показатель. Хотя для сравнения — в Америке у поисковиков он равен 51%.

— Интересно, а какова динамика приложения?
— Мы первое приложение выпустили чуть больше года назад. Сейчас оно дает 25% поисков. В декабре 2012 г. цифра была где-то в районе 13%. То есть довольно ощутимо увеличивается. Через пару лет она будет больше 50%. При этом львиная доля приходится на айфоны. Владельцы андроидов тоже качают, но вяло, а покупают еще хуже. Покупательская способность у них ниже в 2,5 раза, если сравнивать приложения. Не в абсолютных цифрах, а в относительных.

— Я поставил ваше приложение, попользовался, но потом снес. С телефона неудобно.
— Вот, мы как раз сейчас с этим боремся. Вообще это очень частая ситуация: человек с телефона побаловался, посмотрел, в принципе направления какие-то выбрал, а потом покупает все равно с компа, потому что это удобнее. К примеру, можно прямо в телефон вбить все свои данные, ФИО, паспорт, дату рождения, сохранить один раз на телефоне и они потом будут автоматом подставляться. Вообще мы знаем, что наше мобильное приложение чаще всего используют, когда уже нет времени с компа. 30% людей, которые установили приложение, покупают билет в день установки. Еще 30% покупают в первую неделю. И оставшиеся 40% делают это спустя какое-то время.

Беседовал Евгений Островский; фото Сергея Панина; 66.RU