Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Андрей Санин, «Донбасс Арена»: «Центральный стадион обречен на убыточность»

3 июня 2013, 10:17
интервью
Андрей Санин, «Донбасс Арена»: «Центральный стадион обречен на убыточность»
Фото: Игорь Черепанов для 66.ru
Руководитель отдела консалтинга рассказал Порталу 66.ru, за счет чего удалось сделать прибыльным один из лучших стадионов Европы.

Уже в первый год эксплуатации «Донбасс Арены» в Донецке собственникам удалось получить операционную прибыль. В рамках форума «Будущее города» Андрей Санин, руководитель отдела консалтинга стадиона, поделился опытом с присутствующими, а после — с Порталом 66.ru. И если честно, стало грустно: становится все более очевидным, что после чемпионата мира по футболу Центральный стадион ляжет тяжелым грузом на бюджет. Почему — читайте в интервью.

— По вашим словам, «Донбасс Арена» уже с первого года эксплуатации стала операционно прибыльной. За счет чего удалось этого достичь в первую очередь?
— На самом деле мы не изобретали ничего нового. Все это у европейцев называется «Правилом трех S»: security, safety, services. Если вы хотите, чтобы ваш стадион был коммерчески успешным, вы должны создать атмосферу защищенности для ваших зрителей, вы должны создать атмосферу комфорта для ваших зрителей. Вы должны предоставить им все необходимые услуги, чтобы они смотрели футбол в условиях комфорта и защищенности.

Футбольная арена может быть прибыльной, только если она соответствует «Правилу трех S».

Плюс мы еще добавили наше ноу-хау — четвертое S — special atmosphere. Мы создали в Донецке культ похода на футбол. Каждый домашний матч — действительно отличное времяпровождение для всей семьи. К нам не боятся ходить с женами, с детьми. Например, у нас процент владельцев абонементов среди представительниц прекрасного пола уже 25%. Уже сейчас четверть наших болельщиков — это женщины, я считаю, это очень такой характерный показатель. Очень важно стадиону-оператору думать всегда о том, как создать максимально комфортные условия для зрителя, и тогда это работает, это сторицей возвращается. Во-первых, срабатывает психологический такой момент: обо мне же заботятся, мне тут создали комфортные условия, я себя буду прилично вести, не буду я тут гадить, ломать кресла, бить унитазы и так далее.

— А вот из этих четырех S все-таки можно взвесить каждую, в процентах например?
— Любой справочник УЕФА или ФИФА начинается со слов «стадион должен быть безопасным». Вот это ключевое. Над построением интегрированной концепции безопасности вам надо ломать голову уже сейчас. Сюда, например, входит транспортный периметр безопасности, а также ряд других нюансов, которые связаны с операционным моментом — взаимодействие города, взаимодействие силовиков, МЧС и ФСБ и тому подобное. Задача действительно титаническая, очень важно выстроить эту схему взаимодействия, потому что под ЧМ-2018 вам придется менять устоявшиеся практики.

«Донбасс Арена» стала одной из главных достопримечательностей шахтерского города. Фото: pregnancy.org.ua.

Что такое сейчас футбол в России? Это две-три тысячи полицейских, которых в выходной день подняли из дома, согнали: охраняйте порядок! И он стоит, бедный сержантик этот, которому с женой бы посидеть, с ребенком поиграть, а его пригнали на футбол. О какой клиентоориентированности здесь можно говорить?

— Насколько было сложно выстроить эту систему со стюардами? У нас, конечно, постепенно на стадионе даже стюардов становится все больше, но все равно очень много полиции.
— На самом деле есть определенные технологии, которые позволяют полностью отказаться от привлечения полиции. Скажу больше: у нас сейчас с Российской футбольной премьер-лигой проводится пилотный проект — мы нашу технологию стюардов им упаковали в коробку и передаем футбольным клубам России. Сейчас уже прошли первые обучения — к нам приезжали представители «Зенита», «Анжи» и «Терека». На прошлой неделе «Зенит» уже анонсировал, что они запускают собственную школу стюардинга, которая работает именно по нашей модели.

— Две трети доходов «Донбасс Арена» получает в дни матчей. За счет чего в первую очередь?
— Действительно, это так. В первую очередь это пакеты гостеприимства. У нас есть пять вип-пакетов. Смотрите, у нас на стадионе на вип-места приходится 3,6 тыс. мест, а на паблик-сегмент — порядка 48 тысяч. Но при этом по доходам они сопоставимы или даже, если говорить точнее, приносят большую сумму.

Андрей Санин считает, что управляющая компания у стадиона должна появиться еще на этапе проектирования. Министр спорта Свердловской области Леонид Рапопорт ничего внятного на этот, казалось бы, очевидный тезис ответить не смог.

— Понятно, что среди богатых людей есть фанаты футбола. Но не думаю, что их так много. Как вы затягивали их на футбол, как сделали поход на арену модой?
— О, это сложная задача, и здесь уже начинается ряд наших…

— Это был персональный звонок?
— Конечно. Здесь уже начинаются коммерческие тонкости…

— Один пример.
— Вы верно подметили — это действительно был вызов для нас, потому что когда мы запускали стадион, никто в Донецке не понимал, что такое «корпоративная ложа». И здесь уже очень важна убедительная часть. Здесь многое на уровне эмоций. Футбол — это вообще бизнес по продаже эмоций. Если упаковать эту эмоцию, предоставить комфортные условия для просмотра футбола, по сути, в условиях пятизвездочного отеля, то вы сможете это продать. Но здесь очень важно, чтобы будущий арендатор, будущий эксплуататор этого стадиона появился на максимально ранней стадии и уже сейчас начал вместе с проектировщиками создавать эти пакеты гостеприимства.

— Вы в своем выступлении подчеркивали, что управляющая компания должна появиться на самой начальной стадии строительства стадиона. А когда такая структура появились на «Донбасс Арене»?
— За два года до запуска в эксплуатацию стадиона. У нас вообще еще при подписании контракта с генподрядчиком была создана специальная структура. Она использовала прогрессивные процессно-проектные методики и с их помощью контролировала весь этап строительства. Именно поэтому мы проект получили точно в сроки и с четким соблюдением бюджета — не выше ни на йоту.

Отмечу, что управляющая компания по ходу реализации проекта также трансформировалась. Если раньше было больше специалистов, которые отвечали за строительный блок, то по мере роста стадиона появлялись люди, отвечающие за его эксплуатацию. И к моменту запуска стадиона у нас была сформирована полноценная управляющая компания, которая уже выполняла функции стадионооператора.

67% прибыли «Донбасс Арена» получает в дни футбольных матчей. К примеру, только пунктов быстрого питания на стадионе 53. Фото: nice-news.net.

— Были ли внесены какие-то изменения на этапе проектирования?
— Я скажу немножко по-другому. Иностранная компания, которая делала бизнес-концепцию стадиона, считала, что для Донецка максимальная вместимость арены, которую стоит делать, это 32 тысячи.

— Вы сделали 52?
— Сейчас 52 тысячи, но тогда было 50 тысяч (мы расширили арену после Евро-2012). Наш президент был убежден, что в Донецке будет востребована и пятидесятитысячная арена. И сейчас мы видим, что он был прав — у нас сейчас посещаемость на уровне 40 тысяч. В планах — доведение ее до 100%.

— В Екатеринбурге планируют после ЧМ-2018 уменьшить вместимость Центрального стадиона с 45 до 33 тысяч мест. Как вы относитесь к подобной идее?
— На мой взгляд, это совершенно ошибочное решение, потому что никакой экономической выгоды оно не даст. Все инвестиции в объект будут сделаны, а затем к тому же придется потратиться на демонтаж трибун.

— Получается, что никаких затрат на содержание лишних 10 тысяч сидений нет?
— Абсолютно.

— «Шахтер» — лидер украинского футбола, регулярно участвует в Лиге чемпионов. Но может ли «Урал» — клуб, который только-только вышел в Премьер-лигу, каким-то образом окупать операционные затраты на стадион?
— Если клуб перед собой ставит амбициозные задачи (а иначе футболом заниматься нет смысла), если клуб планирует поэтапно выйти сначала в Лигу Европы, потом в Лигу чемпионов, ну, а иначе зачем ФК «Урал» переходил в премьер-лигу. Я думаю, все осилят. Сейчас к вам в город будут приезжать топ-клубы российской Премьер-лиги. Уже повод повысить посещаемость. К вам пойдут на «Спартак», на «Зенит», на «Анжи». Вот уже хорошие предпосылки для роста посещаемости. Здесь очень важна грамотная работа менеджмента клуба.

— Вы говорили, что более чем из 70 стадионов, которые были введены с 2000 года, 55 — убыточные?
— Так и есть.

— Среди них большинство государственные или частные?
— Стадион в муниципальном управлении — это синоним убыточности.