Раздел Бизнес
28 декабря 2011, 11:55

Александр Оглоблин: «Местным ритейлерам не выжить без союза»

Пять свердловских продуктовых сетей создали закупочный союз. Александр Оглоблин, собственник торговой сети «Елисей», объяснил 66.ru, почему местные ритейлеры переходят на совместные закупки.

Продуктовые сети «Елисей», «Звездный», «А-Продукт», «Элект», «Бест-маркет» создали закупочный союз. За счет совместных закупок ритейлеры намерены получить более выгодные условия от крупных федеральных поставщиков. Александр Оглоблин, собственник ТС «Елисей», считает, что через пять лет до 70% закупок будет осуществляться через «Союз Ритейл».

— Идея создания закупочного союза витала в воздухе достаточно давно. Летом этого года мы активно общались на эту тему с рядом сетей: «Купец», «Пикник», «Звездный», «Бест-маркет» и другими. В результате многочисленных консультаций пришли к идее создания «Союз Ритейла». Как основные идеологи создания Союза его возглавили два Александра Александровича: генеральным директором стал Райсих, а я — председателем совета директоров.

— В списке «союзников» нет «Купца» или «Кировского». Получается, что эти сети не очень заинтересованы участвовать в таких объединениях?
— Чем крупнее сеть, тем сложнее она двигается в плане переговорного процесса и заинтересованности в объединении усилий в закупках. Не секрет, что тот же «Кировский» способен получать от поставщиков достаточно большие скидки, и на сегодняшний день мы им, безусловно, не интересны. А одна из сетей предложила просто покупать товар через их распределительный центр. Но когда я узнал их цены, то понял, что нам такая схема не выгодна, так как позволяет им зарабатывать на нас оптовую маржу, а задача Союза — убрать оптовую наценку как таковую, оставив лишь логистическую наценку.

Крупным сетевым магазинам пока нет смысла вступать в закупочный союз.

— По какой схеме будет работать закупочный союз? С одной стороны вы получаете более выгодные цены, а с другой — рискуете потерять самостоятельность. Получается, что должна быть высокая степень доверия между участниками?
— Доверие всегда должно подкрепляться юридически. Именно поэтому мы создали ЗАО «Союз Ритейл» с серьезным уставным капиталом в 5 млн руб.

Понятно, что главная цель — снижение закупочных цен. В частности, их можно уменьшить за счет логистики, когда мы берем продукцию напрямую у производителя. Но ведь мы не можем развезти продукцию на фуре в 20 тонн в 80 торговых точек.

Именно поэтому нам необходим распределительный центр. На первом этапе мы станем использовать мощности «союзников». В частности, бакалейную продукцию, консервы, кондитерку станем хранить на складе «Беста». Фрукты и овощи в — РЦ «Елисей» и так далее. Пока у нас нет точных данных об общих объемах закупок, а потому нет смысла строить склады для «Союз Ритейла».

— Но ведь продукты, например, овощи и фрукты имеют свойство портиться. Кто будет оплачивать эти потери?
— По нашему опыту издержки по гнили или усыханию свежих фруктов и овощей составляют порядка 2%, услуги по хранению и доставке в магазины стоят еще порядка 5%. Соответственно, РЦ, покупая продукцию за 10 руб., накидывает процент своих издержек и отгружает уже в магазины по входной цене плюс издержки. В нашем примере — по 10 руб. 70 коп. В то время как обычный оптовик сделал бы наценку около 15%-20%. Вот и все.

— Какой выигрыш планируете получить за счет «Союз Ритейла»?
— Практики пока нет, но в среднем мы планируем получить выгоду от 5% до 15%.

На первом этапе «союзники» станут использовать склады участников. В будущем возможно строительство общего распределительного центра.

— А можете на каком-то примере объяснить, откуда берется эта экономия?
— Давайте проследим логистику польских яблок. Сейчас мы их получаем от местных поставщиков. Они же закупают их у московских или питерских импортеров, а те в свою очередь — в Польше. Каждое звено делает свою наценку. Плюс к тому качество снижается, потому что для свежего продукта всегда важна быстрая доставка и минимум перевалочных баз. Наша задача — сократить количество посредников и закупать напрямую у крупного федерального поставщика или у производителя. Именно так делают та же «Монетка» и «Кировский», не говоря уже о федеральных сетях.

— Какую продукцию в первую очередь станете переводить на закупки через «Союз Ритейл»?
— Основные направления мы для себя уже определили, в частности, речь идет о биржевых товарах (мясо, рыба, крупы), нам интересны производители пива некоторых известных брендов, а также свежие фрукты и овощи.

— Какой процент закупок планируете делать через «Союз»?
— По началу это может быть объем около 10%, но если все пойдет по плану, то этот показатель будет доходить до 70%. Эта цифра взята не с потолка — об этом говорит международный опыт. Смотрите: мы все знаем Carrefour и Auchan, которые являются заметными игроками на мировом рынке. Но в своей родной Франции они занимают не первое место. Там лидер — кооперативное движение независимого ритейла «Интермарше». Они имеют собственные базы, перерабатывающие заводы, птицефабрики и так далее. Аналогичная ситуация в Германии, где лидером розницы являются кооперативы Edeka и Rewe, а отнюдь не известные многим Metro или Aldi.

В Германии и Франции лидерами рынка являются члены закупочных союзов.

— А есть ли примеры успешных закупочных кооперативов в России?
— В нашей стране успешно уже несколько лет функционирует Федеральный закупочный союз, созданный на базе Союза независимых сетей России (это 51 торговая сеть по всей России), но уже сейчас в регионах страны идут процессы по организации региональных закупочных союзов, подобных нашему в Екатеринбурге. Кстати, ТС «Елисей» участвует и в федеральном закупочном союзе «Т3С» и приобретает через него около 5% продукции.

В Германии все было несколько иначе: сначала строились местные кооперативы, а потом они объединились в федеральный союз Edeka. Но общие черты объединения налицо, и именно поэтому я верю, что кооперативное движение в России имеет достаточно серьезные шансы на то, чтобы развиться в серьезную закупочную силу.

— Через какое время планируете выйти на 70% закупок через «Союз Ритейл»?
— Здесь сложно спрогнозировать, но думаю, что к такому показателю мы придем не раньше, чем через пять лет.

— Многие мои знакомые сейчас закупаются раз в неделю в «Ашане» или «Метро». И лишь за какими-то быстропортящимися товарами они ходят в ваш магазин. Как на вашем бизнесе сказывается региональная экспансия крупных федеральных игроков?
— Действительно, каждый квартал в нашем городе открываются гипермаркеты. Например, сейчас уже и «Магнит» строит два гипера в нашем городе. В таких магазинах покупатели закупаются большими телегами на несколько тысяч рублей. На неделе в «магазине у дома» многие приобретают только молоко и хлеб. В результате наш товарооборот растет более медленными темпами, чем до кризиса. Если раньше ежегодно он увеличивался на 20%, то теперь — в два раза меньше. Но в любом случае наш формат будет востребован.

Члены «Союз Ритейла» не планируют объединяться в одну сеть.

— Где-то читал версию, что «Союз Ритейл» может в конце концов стать единой сетью. Насколько вероятно объединение?
— В любом случае мы сохраним свою индивидуальность, так как мы все имеем разные форматы, своего покупателя, свой подход в этом бизнесе и позиционирование. Например, торговая сеть «Звездный» работает в сегменте «средний плюс», а «Бест-маркет» — «средний минус». Мы должны сохранить каждый свое лицо, торговые марки, свои «фишки и изюминки» в магазинах.

— А поступают ли вам предложения о том, чтобы продать сеть, например, со стороны федералов?
— Это происходит как минимум пару раз в год. Выходят с такими предложениям как сами федералы, так и компании-посредники. Буквально неделю назад я встречался с таким посредником. И насколько я знаю, почти все сети общаются на эту тему: кто-то для того, чтобы действительно продаться, а кто-то для того, чтобы узнать, сколько они сейчас стоят.

— И сколько сейчас стоят ритейлеры?
— Все очень сильно зависит от количества магазинов в сети, формы собственности и так далее. Сам бизнес, без недвижимости, сегодня оценивается в 6-12 годовой EBITDA*.

*EBITDA — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.