Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Александр Оглоблин: «Местным ритейлерам не выжить без союза»

28 декабря 2011, 11:55
Пять свердловских продуктовых сетей создали закупочный союз. Александр Оглоблин, собственник торговой сети «Елисей», объяснил 66.ru, почему местные ритейлеры переходят на совместные закупки.

Продуктовые сети «Елисей», «Звездный», «А-Продукт», «Элект», «Бест-маркет» создали закупочный союз. За счет совместных закупок ритейлеры намерены получить более выгодные условия от крупных федеральных поставщиков. Александр Оглоблин, собственник ТС «Елисей», считает, что через пять лет до 70% закупок будет осуществляться через «Союз Ритейл».

— Идея создания закупочного союза витала в воздухе достаточно давно. Летом этого года мы активно общались на эту тему с рядом сетей: «Купец», «Пикник», «Звездный», «Бест-маркет» и другими. В результате многочисленных консультаций пришли к идее создания «Союз Ритейла». Как основные идеологи создания Союза его возглавили два Александра Александровича: генеральным директором стал Райсих, а я — председателем совета директоров.

— В списке «союзников» нет «Купца» или «Кировского». Получается, что эти сети не очень заинтересованы участвовать в таких объединениях?
— Чем крупнее сеть, тем сложнее она двигается в плане переговорного процесса и заинтересованности в объединении усилий в закупках. Не секрет, что тот же «Кировский» способен получать от поставщиков достаточно большие скидки, и на сегодняшний день мы им, безусловно, не интересны. А одна из сетей предложила просто покупать товар через их распределительный центр. Но когда я узнал их цены, то понял, что нам такая схема не выгодна, так как позволяет им зарабатывать на нас оптовую маржу, а задача Союза — убрать оптовую наценку как таковую, оставив лишь логистическую наценку.

Крупным сетевым магазинам пока нет смысла вступать в закупочный союз.

— По какой схеме будет работать закупочный союз? С одной стороны вы получаете более выгодные цены, а с другой — рискуете потерять самостоятельность. Получается, что должна быть высокая степень доверия между участниками?
— Доверие всегда должно подкрепляться юридически. Именно поэтому мы создали ЗАО «Союз Ритейл» с серьезным уставным капиталом в 5 млн руб.

Понятно, что главная цель — снижение закупочных цен. В частности, их можно уменьшить за счет логистики, когда мы берем продукцию напрямую у производителя. Но ведь мы не можем развезти продукцию на фуре в 20 тонн в 80 торговых точек.

Именно поэтому нам необходим распределительный центр. На первом этапе мы станем использовать мощности «союзников». В частности, бакалейную продукцию, консервы, кондитерку станем хранить на складе «Беста». Фрукты и овощи в — РЦ «Елисей» и так далее. Пока у нас нет точных данных об общих объемах закупок, а потому нет смысла строить склады для «Союз Ритейла».

— Но ведь продукты, например, овощи и фрукты имеют свойство портиться. Кто будет оплачивать эти потери?
— По нашему опыту издержки по гнили или усыханию свежих фруктов и овощей составляют порядка 2%, услуги по хранению и доставке в магазины стоят еще порядка 5%. Соответственно, РЦ, покупая продукцию за 10 руб., накидывает процент своих издержек и отгружает уже в магазины по входной цене плюс издержки. В нашем примере — по 10 руб. 70 коп. В то время как обычный оптовик сделал бы наценку около 15%-20%. Вот и все.

— Какой выигрыш планируете получить за счет «Союз Ритейла»?
— Практики пока нет, но в среднем мы планируем получить выгоду от 5% до 15%.

На первом этапе «союзники» станут использовать склады участников. В будущем возможно строительство общего распределительного центра.

— А можете на каком-то примере объяснить, откуда берется эта экономия?
— Давайте проследим логистику польских яблок. Сейчас мы их получаем от местных поставщиков. Они же закупают их у московских или питерских импортеров, а те в свою очередь — в Польше. Каждое звено делает свою наценку. Плюс к тому качество снижается, потому что для свежего продукта всегда важна быстрая доставка и минимум перевалочных баз. Наша задача — сократить количество посредников и закупать напрямую у крупного федерального поставщика или у производителя. Именно так делают та же «Монетка» и «Кировский», не говоря уже о федеральных сетях.

— Какую продукцию в первую очередь станете переводить на закупки через «Союз Ритейл»?
— Основные направления мы для себя уже определили, в частности, речь идет о биржевых товарах (мясо, рыба, крупы), нам интересны производители пива некоторых известных брендов, а также свежие фрукты и овощи.

— Какой процент закупок планируете делать через «Союз»?
— По началу это может быть объем около 10%, но если все пойдет по плану, то этот показатель будет доходить до 70%. Эта цифра взята не с потолка — об этом говорит международный опыт. Смотрите: мы все знаем Carrefour и Auchan, которые являются заметными игроками на мировом рынке. Но в своей родной Франции они занимают не первое место. Там лидер — кооперативное движение независимого ритейла «Интермарше». Они имеют собственные базы, перерабатывающие заводы, птицефабрики и так далее. Аналогичная ситуация в Германии, где лидером розницы являются кооперативы Edeka и Rewe, а отнюдь не известные многим Metro или Aldi.

В Германии и Франции лидерами рынка являются члены закупочных союзов.

— А есть ли примеры успешных закупочных кооперативов в России?
— В нашей стране успешно уже несколько лет функционирует Федеральный закупочный союз, созданный на базе Союза независимых сетей России (это 51 торговая сеть по всей России), но уже сейчас в регионах страны идут процессы по организации региональных закупочных союзов, подобных нашему в Екатеринбурге. Кстати, ТС «Елисей» участвует и в федеральном закупочном союзе «Т3С» и приобретает через него около 5% продукции.

В Германии все было несколько иначе: сначала строились местные кооперативы, а потом они объединились в федеральный союз Edeka. Но общие черты объединения налицо, и именно поэтому я верю, что кооперативное движение в России имеет достаточно серьезные шансы на то, чтобы развиться в серьезную закупочную силу.

— Через какое время планируете выйти на 70% закупок через «Союз Ритейл»?
— Здесь сложно спрогнозировать, но думаю, что к такому показателю мы придем не раньше, чем через пять лет.

— Многие мои знакомые сейчас закупаются раз в неделю в «Ашане» или «Метро». И лишь за какими-то быстропортящимися товарами они ходят в ваш магазин. Как на вашем бизнесе сказывается региональная экспансия крупных федеральных игроков?
— Действительно, каждый квартал в нашем городе открываются гипермаркеты. Например, сейчас уже и «Магнит» строит два гипера в нашем городе. В таких магазинах покупатели закупаются большими телегами на несколько тысяч рублей. На неделе в «магазине у дома» многие приобретают только молоко и хлеб. В результате наш товарооборот растет более медленными темпами, чем до кризиса. Если раньше ежегодно он увеличивался на 20%, то теперь — в два раза меньше. Но в любом случае наш формат будет востребован.

Члены «Союз Ритейла» не планируют объединяться в одну сеть.

— Где-то читал версию, что «Союз Ритейл» может в конце концов стать единой сетью. Насколько вероятно объединение?
— В любом случае мы сохраним свою индивидуальность, так как мы все имеем разные форматы, своего покупателя, свой подход в этом бизнесе и позиционирование. Например, торговая сеть «Звездный» работает в сегменте «средний плюс», а «Бест-маркет» — «средний минус». Мы должны сохранить каждый свое лицо, торговые марки, свои «фишки и изюминки» в магазинах.

— А поступают ли вам предложения о том, чтобы продать сеть, например, со стороны федералов?
— Это происходит как минимум пару раз в год. Выходят с такими предложениям как сами федералы, так и компании-посредники. Буквально неделю назад я встречался с таким посредником. И насколько я знаю, почти все сети общаются на эту тему: кто-то для того, чтобы действительно продаться, а кто-то для того, чтобы узнать, сколько они сейчас стоят.

— И сколько сейчас стоят ритейлеры?
— Все очень сильно зависит от количества магазинов в сети, формы собственности и так далее. Сам бизнес, без недвижимости, сегодня оценивается в 6-12 годовой EBITDA*.

*EBITDA — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.