Раздел Бизнес
7 октября 2011, 14:50

Сорван контракт на поставку самолетов «Суперджет-100»

Российские авиакомпании недоумевают, где теперь брать самолеты.

Накануне в Аэрофлоте объявили о срыве контракта на поставку самолетов «Суперджет-100». Руководство компании предлагает ввести более жесткие санкции для производителей. Как отметил представитель компании, технический директор Игорь Парахин, задержка в поставке составила 2,5 года, что повлекло к значительным потерям не только в доходах, но и в рыночной доле. Из-за неудовлетворительной технической надежности первых полученных воздушных судов налет составил 4 часа в сутки вместо запланированных 10-11.

Слишком много времени новые самолеты проводят в ангарах, зато деньги на разработку и производство выделяются исправно. Разработка «Суперджет-100» серьезно отличалась от прежних разработок. Планировалось создать не только самолет, но и сервисную инфраструктуру. На деле вышло, что сервиса нет, запчастей не достать, и трудно приобрести даже элементарные инструменты для технического осмотра.

Не решен вопрос и с тренажерами. Пока он появился в сентябре в единственном экземпляре в Жуковском, да и тот как сообщило «РБК ТВ», не сертифицирован. Поставлен один тренажер, а их нужно четыре. Лизинг тренажеров должен быть предусмотрен, поскольку они дороги, и их окупаемость составит 10-15 лет. Поэтому, когда мы финансируем их лизинг под 12%, это сильно сказывается на стоимости подготовки пилотов. Очень многим авиакомпаниям такие траты не под силу.

В авиакомпаниях разводят руками: как можно заменить 150 самолетов Ту-134, когда новых региональных машин — «Суперджет-100» и Ан-148 выпускается всего 5-6 штук в год. На это уйдет более 20 лет при нынешнем темпе выпуска новых самолетов.

Из Госдумы РФ устами заместителя председателя комитета по транспорту Сергея Гаврилова был высказан упрек в адрес Аэрофлота. Он заявил, что кроме как Аэрофлоту поддерживать самолет некому. Следовало бы вернуть монополию в бюджет (речь идет, видимо, о пролетных деньгах), а потом приватизироваться. Или «стоически выполнять свой долг», то есть поддерживать отечественную авиатехнику.

Потратили на проект «Суперджета», по данным СМИ, под три млрд долларов, пишет «Накануне.RU».