Генетики научились превращать клетки кожи человека в аналог стволовых

21 ноября 2007, 16:42
Взрослые клетки кожи человека можно "перепрограммировать", вводя в их ДНК несколько генов, после чего они могут выполнять функции стволовых клеток.
При этом нет необходимости прибегать к клонированию и разрушать эмбрионы, доказывают эксперименты двух самостоятельных групп ученых, американской и японской, сообщает La Repubblica.

Результаты исследований были опубликованы в интернет-изданиях Science и Cell. О значении проделанной работы свидетельствует то, что на публикации незамедлительно отреагировал президент США: "Белый дом приветствует результаты инновационного исследования, – заявила Дана Перино, пресс-секретарь Джорджа Буша. – Президент выступает за продолжение исследований, которые вписываются в рамки этики и в которых не применяются техники, разрушающие жизнь".

Эксперименты осуществляли Синия Яманака из Киотского университета и Джеймс Томсон из университета в Висконсине. Оба исследования основаны на сходных методах. В обоих случаях исходным материалом являются клетки кожи человека – фибробласты. Ученые модифицировали их ДНК путем ввода четырех генов, активных исключительно в период развития эмбриона. В результате клетки начинали функционировать как эмбриональные: они становились очень похожими на стволовые клетки, способными генерировать различные типы взрослых клеток.

Однако исследователи предупреждают, что пока рано отказываться от изучения стволовых эмбриональных клеток. Более того, необходимо постоянно сопоставлять эти клетки со стволовыми, полученными без перепрограммирования, чтобы установить, насколько оба типа соответствуют друг другу. "Клетки, созданные в лаборатории, делают то, что способны делать эмбриональные клетки, – отметил Томсон. – Возможно, в клиническом отношении они еще более важны, чем эмбриональные, поскольку не должны провоцировать проблем с отторжением".

Яманака также смотрит в будущее с оптимизмом: "Теперь мы должны научиться генерировать человеческие стволовые клетки и получать различные типы клеток, например, сердечные, печеночные, нервные. Новые клетки будут крайне полезны для изучения болезней, испытания лекарственных препаратов, и в будущем они должны открыть путь для клеточной терапии".