Раздел Здоровье
15 декабря 2009, 14:08

Россияне недовольны «бесплатной» медициной

Почти две трети россиян недовольны здравоохранением и вынуждены доплачивать за формально бесплатные услуги, свидетельствует исследование организации «Движение против бедности».
В то же время Минздравсоцразвития официально заявило, что расходы по бесплатной медпомощи на 2010 год останутся на уровне 2009 года, то есть на том уровне, который все это время был недостаточен для медучреждений. В министерстве оправдываются тем, что схема софинансирования гражданами медицинских услуг существует не только в России, но и в других странах, пишет «Независимая газета».

Накануне в Институте экономики обсуждалась доступность медицинской помощи малоимущим гражданам России. Здесь были представлены данные о том, как социально незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды, многодетные, граждане с низкими доходами — оценивают доступность и качество медицинской помощи. Исследование проводилось в 2008 году в восьми регионах России, опрошено 3837 человек.

Как показало исследование, «право граждан на доступ к бесплатной медицине повсеместно нарушается. Эти нарушения связаны с несовершенством правовых механизмов, незнанием или нежеланием сотрудников медучреждений следовать законодательству и низким уровнем информированности россиян о своих правах в сфере обязательного медицинского страхования». Так, более 50% респондентов не удовлетворены качеством и доступностью медицинского обслуживания. Большинство опрошенных (примерно 65%) сообщили о «софинансировании» бесплатных медицинских услуг. Чаще всего оплата составляла от 1000 до 3000 руб.
Координатор движения Виталий Картамышев:
- Формально медицина в России бесплатна . Все мы платим налоги, которые должны покрывать расходы на лечение в государственных медицинских учреждениях. Но на деле мы постоянно сталкиваемся с явным или скрытым вытягиванием денег из кошельков.

Судя по программе госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, для пациентов абсолютно бесплатными должна быть работа скорой и неотложной помощи, прием у участковых врачей и врачей-специалистов в поликлиниках, лечение в государственных стационарах и высокотехнологичная помощь, которую пациенты получают в клиниках в рамках государственного задания. Однако почти каждый сталкивался с ситуацией, когда именно эти услуги требовали от пациентов доплаты.

В то же время в самом Минздравсоцразвития ситуацию софинансирования считают нормальной.
Директор департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Владимир Зеленский:
- Ни в одной стране мира нет полной удовлетворенности ни в доступности, ни в объеме и качестве медицинских услуг. Везде существуют соплатежи или софинансирование граждан по медицинской помощи. Россия в этом не исключение. Плохо не то, что граждане доплачивают за что-то. Плохо то, что без доплаты помощь определенного уровня качества и доступности не оказывается.

По данным Минздравсоцразвития, расходы по программе госгарантий останутся на уровне 2009 года. Так, один вызов скорой помощи будет оплачиваться медучреждению в размере 1710,1 руб., одно посещение врача в поликлинике — в размере 218,1 руб., один день, проведенный пациентом в стационаре, — в размере 478 руб., один день лечения в больничных учреждениях и других медицинских организациях — в размере 1380,6 руб.

В итоге подушевые нормативы финансового обеспечения установлены в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них 4059,6 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования; 3573,8 руб. — за счет средств бюджетов, предусматриваемых на оказание медицинской помощи.

В итоге ситуация со здравоохранением в стране вряд ли изменится и в 2010 году. Уже сейчас Россия отстает от развитых стран по доле расходов на здравоохранение по отношению к ВВП: в Восточной Европе на здравоохранение тратится почти 6%, в Западной Европе — около 9%, в США — 14% ВВП. «В России же с 2006 по 2008 год расходы государства на медицинскую помощь выросли с 2,6 до 2,9% ВВП. В абсолютных цифрах почти на 70%. Это очень много за два года», — считает Зеленский.

Само Минздравсоцразвития отмечает, что одним из способов повышения качества медобслуживания является «информирование граждан об их правах» в части бесплатного медицинского обслуживания. «Не исключено, что если бы граждане знали о своих правах, то мы получили бы совершенно другое понимание и совершенно другое взаимоотношение «пациент — лечебное учреждение», — считает Зеленский.