Римляне лишили европейцев защиты против ВИЧ-инфекции

5 сентября 2008, 09:30
Предрасположенность современных европейцев к ВИЧ-инфекции отчасти предопределена завоевательными войнами Древнего Рима, полагают французские ученые.
По их данным, один из генов, снижающих вероятность заражения ВИЧ, значительно реже встречается у населения бывших римских колоний.

Интересующий исследователей ген CCR5 кодирует рецептор, с которым связывается вирус иммунодефицита человека при проникновении в клетку. Один из вариантов этого гена - CCR5-Delta32 – не может образовывать связи с вирусом, что резко снижает вероятность заражения. Вариант CCR5-Delta32 распространен у жителей Европы и Западной Азии, и практически не встречается у африканцев.

Изучив образцы ДНК 19 тысяч европейцев, исследователи из Университета Прованса в Марселе обнаружили, что защитный вариант гена значительно реже встречается у жителей регионов Европы, входивших в состав Римской империи. Была зафиксирована также обратная зависимость между частотой обнаружения гена и продолжительностью римского владычества. Так, на Апеннинском полуострове и в Греции ген CCR5-Delta32 встречался лишь у 4 процентов населения, а по мере продвижения на Север этот показатель возрастал до 15 процентов.

Как отмечают ученые, выявленную закономерность нельзя объяснить непосредственным влиянием генов завоевателей: историкам известно, что смешанные браки между жителями римских колоний и метрополии были редким явлением.

Более правдоподобным объяснением может быть направленный отбор, связанный с распространением инфекционных заболеваний, занесенных римлянами. Источником возбудителей таких болезней могли быть домашние животные - в частности, кошки и ослы, впервые появившиеся в Центральной Европе вместе с римскими легионами. Вполне возможно, что наличие благоприятного, с точки зрения риска ВИЧ-инфекции, варианта гена CCR5 было связано с повышенным риском заражения или тяжелого течения этих инфекций.

В качестве альтернативных объяснений неравномерного распространения гена CCR5-Delta32 среди жителей Европы рассматривается завоевания викингов, у потомков которых этот ген встречается особенно часто, а также средневековые эпидемии. Впрочем, ни основные направления походов викингов, ни география средневековых эпидемий с современной картой распространения гена не совпадают.

Отчет об исследовании опубликован в журнале Infection, Genetics and Evolution.