Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Главный нарколог Свердловской области: «Идет такая раскрутка «Боярки»! Опасаюсь, что ей начнут травиться дети»

20 декабря 2016, 17:26
Главный нарколог Свердловской области: «Идет такая раскрутка «Боярки»! Опасаюсь, что ей начнут травиться дети»
Фото: архив 66.ru
По словам Олега Забродина, в нашем регионе смертельных случаев отравления спиртсодержащей продукцией пока нет. Однако, несмотря на активную работу по предотвращению распространения «Боярки» и прочих опасных жидкостей, иркутский сценарий все равно может повториться. Причем в зоне особого риска находятся подростки.

Число жертв отравления концентратом для ванн «Боярышник» в Иркутске достигло 54 человек. Специалисты провели токсикологические исследования и выяснили, что причиной смерти людей стало отравление метиловым спиртом, а полицейские нашли на территории региона два подпольных цеха по производству контрафактной спиртосодержащей продукции. Тем временем в больницах города остаются 28 человек, 13 из которых находятся в реанимации.

Портал 66.ru поговорил с главным наркологом Свердловской области Олегом Забродиным о событиях в Иркутске и узнал, насколько вероятно повторение этого сценария на Среднем Урале, как обстоит ситуация с отравлениями в нашем регионе и кто находится в зоне риска.

— Совсем недавно в Свердловскую область зашли автоматы «Боярка», круглосуточно торгующие «фунфыриками». В целом популярность настоек боярышника растет. На этом фоне стоит ли нам ждать повторения ситуации, которая произошла в Иркутске?
— Инцидент в Иркутске — это как раз то, чего мы боимся больше всего. Дело в том, что этиловый спирт и метиловый (который добавляют в различные настойки боярышника) очень похожи по органолептике: по цвету, запаху, вкусу. Но метиловый спирт при этом является абсолютным ядом. То есть, если спиртосодержащая жидкость хотя бы 50 на 50 содержит этиловый и метиловый спирт, в этом случае можно избежать летального исхода (вещества являются антидотами, так что этиловый спирт в организме победит, и человек выживет). А если пропорция меняется в сторону метилового спирта, риск смертельных исходов возрастает в разы. А граница очень тонкая.

И вот теперь представьте, что пробкозакатывающую машинку можно не то, что купить, ее можно даже изготовить кустарно. Напечатать любую этикетку тоже легко на обычном принтере. Остается купить флакончики — и разливать спиртосодержащую продукцию. И кто там будет пропорции соблюдать при кустарном разливе? Никто! Вот и результат — 54 погибших.

— Как в целом обстоит ситуация со спиртосодержащей продукцией в Свердловской области?
— Слава богу, у нас смертельных отравлений нет. Мы проблемой «фунфыриков» занимаемся достаточно давно — года 2–3 минимум. И главы муниципалитетов активно поднимали вопрос о продаже спиртосодержащей продукции, и на рабочей группе по профилактике мы этот вопрос недавно обсуждали. Так что мы находим всевозможные варианты, чтобы сократить продажу алкогольсодержащей и спиртсодержащей непищевой продукции.

Особенно плотно мы сейчас занимаемся круглосуточными автоматами. По моим данным, их у нас всего штук 10, да и те демонтируют активно.

— То есть пока все спокойно?
— Если бы область накрыло какой-то волной, и начали бы травиться боярышником, мы бы это сразу заметили, узнали бы от судмедэкспертов.

Вообще, мы находимся в очень тесных отношениях с правоохранительными органами, с муниципалитетами, поэтому нам тут же становится известно об открытии новых точек. И потом, у нас же экономически привлекательная территория. Так что работодателю важно, чтобы утром человек, выйдя из дома, дошел до рабочего места, а не зашел в ларек куда-нибудь и не купил боярышник.

— Нарисуйте психологический портрет потребителя этих жидкостей?
— В основном это люди с небольшим достатком, активно пьющие, не имеющие постоянного места работы, без определенного места жительства и социального статуса. Однако из-за того, что сейчас идет такая раскрутка боярышника, а стоит он порядка 20–30 рублей, возрастает вероятность того, что подростки массово начнут закупать эти «фунфырики». Как бы не получилось так, что, несмотря на наше активное противодействие распространению спиртосодержащей продукции, мы в итоге не получили бы отравления метиловым спиртом в подростковой среде.

Главный нарколог Свердловской области: «Идет такая раскрутка «Боярки»! Опасаюсь, что ей начнут травиться дети»

Первые автоматы с «Бояркой» появились в Екатеринбурге в начале октября

— Почему боярышник опять стал популярным?
— Потому что это бренд! Не важно, что там налито: этикетки могут быть разные, а содержание одно и то же. Просто никто не знает, что такое хлебный лосьон, разве что специалисты-любители, а боярышник понятен всем. Раньше его вообще в аптеках продавали, поэтому к нему такой повышенный интерес как к торговой марке. Его даже рекламировать не надо, все и так его знают, быстренько вспоминают и затариваются.

— После событий в Иркутске премьер-министр Дмитрий Медведев призвал запретить спиртосодержащую продукцию, чтобы уменьшить количество смертей из-за ее потребления. Как считаете, это поможет?
— Безусловно. Лишняя пара-тройка статей в уголовном кодексе, касающихся распространения этой спиртосодержащей технической продукции, не повредит.

— А если люди найдут новые жидкости, еще более опасные?
— И пусть ищут! Это произойдет не сегодня и не завтра, а через год-полтора. А мы к тому времени еще что-нибудь запретим. Все так и должно идти. Одно запрещают — люди начинают думать, где еще что-то достать. Потом запрещают и это. Все правильно.

Фото: архив 66.ru