В России утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг. Соответствующее постановление правительства РФ опубликовано в официальном СМИ органов власти — «Российской газете». В нем четко сказано: при заключении договора на платную услугу потребителю должна быть предоставлена полная информация о возможности получить ту же услугу бесплатно в рамках программы государственных гарантий медпомощи.
Согласно опросам РОМИР, в 2005 году платными медуслугами пользовались 62% населения, а в текущем их уже 67%. Число тех, кто не может оплатить никакие медуслуги, за тот же период снизилось с 21% до 9%. Это говорит не только о росте доходов, но и о неудовлетворенности людей бесплатным здравоохранением, хотя все последние годы государство вкладывает в него огромные средства, отмечает издание.
В постановлении описаны условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, могут оказывать платные услуги. Указан порядок предоставления полной информации о платных услугах, которая должна быть доступна пациентам на сайтах медучреждений и на специальных стендах или информационных стойках. Описан порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Определено, что цены на платные услуги для казенных и бюджетных медицинских учреждений назначают учредители, а все прочие (то есть автономные и коммерческие поликлиники и больницы) могут устанавливать их самостоятельно.
Важно, что при оказании платных услуг должны соблюдаться те же порядки и стандарты медпомощи, что и при бесплатной помощи. В документе приведен перечень услуг, которые могут по желанию потребителя оказать ему за деньги сверх программ бесплатной помощи. Например, индивидуальный пост при лечении в стационаре, замена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов на другие (за исключением случаев, когда их заменяют из-за непереносимости или по другим медицинским показаниям), при анонимном лечении и т.п.
В процессе обсуждения проекта постановления профессиональные объединения, эксперты и пациентские организации высказали немало критических замечаний и дополнений. Значительная их часть учтена в окончательном варианте.
Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:
— В документе учли многие из поправок, которые мы вносили в ходе обсуждения. Так, убрали пункт, по которому пациент, заплативший за услугу, получал преимущество перед тем, кто заплатить не может. Конкретизировали условия получения платных услуг при самостоятельном обращении граждан за помощью. Однако несколько формулировок остались недостаточно четкими, что оставляет лазейки для недобросовестных исполнителей.
Куда вливаются "огромные средства" - остается загадкой.
Может быть, в повышение благосостояния главврачей и прочей вершины кастовой лестницы?
Или - в 2-3 демо-больницы для осуществления работы системы "Потемкинских деревень"?
Помещения - ужасные, дышать нечем, народ стоит в коридорах, как в блокадном ленинграде за хлебом.
Регистратура - требует совковой выстойки просителя за талоном, даже если удастся записаться через сайт. Причем талон можно смело засунуть неведомо куда, ибо норма времени у специалиста на прием малыша - бредовая (7-8 минут), за это время ребенка только раздеть можно, а не обследовать, и никто в свое время не идет.