17 сентября 2014, 16:54

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается новая экспозиция

19 сентября в 18.00 в музее состоится открытие экспозиции «Отечественное искусство 1940-х — 1991 годов».

Несколько лет назад часть залов постоянной экспозиции в здании музея на Вайнера, 11, посвященных советскому искусству 1940-х — начала 1990-х годов, были демонтированы. Это было вызвано нехваткой выставочных площадей под жизненно важные и значимые для музея проекты. Сегодня, после столь долгого перерыва, мы рады представить нашим зрителям обновленную экспозицию изобразительного искусства этого весьма непростого периода русской истории. Включая в себя более 70 произведений живописи и скульптуры, она условно поделена на четыре зала, построенные по хронологическому и стилевому принципам.

В музейных залах будут выставлены как произведения, уже хорошо знакомые зрителям, так и новые, до сих пор хранившиеся в фондах, полотна. Например, крупноформатное полотно «На пастбище. Стадо» (1938) Аркадия Пластова, которое долгие десятилетия из-за своего размера не выставлялось и хранилось накатанным на вал, а последний раз экспонировалось 12 лет назад на выставке в Китае. Теперь же оно вновь натянуто на подрамник, одето в раму и заняло подобающее ему место на стенах музея. Аркадий Пластов, создававший до войны не только масштабные тематические картины, но и небольшие реалистические пейзажи русской природы, необычайно точно сумел «рассказать» о разрушительной войне, внезапно вторгавшейся в мирный пейзаж русской деревни, а затем — выразить послевоенные надежды и чаяния советского народа.

Период, посвященный искусству 1940-х — начала 1960-х годов, распадается на несколько этапов. Во время Великой отечественной войны одними из основных жанров живописи были портрет (А.Н. Яр-Кравченко «Портрет С.Д. Рыбальченко», 1943) и пейзаж (Б.Ф. Рыбченков «Московский пейзаж», 1943), а сразу после ее окончания художники создавали как трагические образы павших героев (И.Н. Нестеров «Зоя Космодемьянская», 1957), так и бодрые, жизнеутверждающие полотна, прославляющие победу (О.Д. Коровин «Урал фронту» 1947; Г.А. Мелентьев «Встреча героев», 1945 — 1947).

В обновленных залах расширен раздел искусства 1956 — 1964 годов — периода «оттепели». В картины художников как будто ворвался свежий ветер свободы, легкое дыхание жизни со всеми ее повседневными, частными делами и заботами, далекими от официальной идеологии и пафоса (А.А. Мыльников «Женский портрет», 1959; Э.Я. Выржиковский «На окраине», 1961). Портреты запечатлели новые образы людей, лишенных значения функции простого винтика государственной машины и как бы отделившихся от общего «тела» советского народа — художники увидели в них собственные индивидуальные черты и качества (Г.П. Гаев «Люся», 1962).

В следующем зале представлены полотна «сурового стиля», сформировавшегося в конце 1950-х годов. «Суровость» этих произведений проявилась не только в самой живописной стилистике, но и в характерах и судьбах их героев — волевых, самоотверженных «людей дела»: строителей, моряков, геологов (И.И. Симонов «Мои герои», 1964; Я.Я. Осис «Мы», 1964), окруженных суровой природой (Н.Г. Чесноков «Пеленгичи», 1963).

Третий зал посвящен искусству 1970-х — начала 1980-х годов. В этот период культурный климат страны поменялся — наступили разочарованность и апатия. Так называемые «официальные художники» продолжили писать картины в традиционных формах достоверного жизнеописания (Н.К. Соломин. «Слова не сдержала», 1972 — 1980), однако нарастала и другая тенденция, представители которой искали способы опосредованного истолкования своих впечатлений и опыта. (Л.Ф. Решетникова «Праздник русской зимы в Тарусе», 1972, М.Г. Греку «Смотрящие ворота», 1979, С.Н. Базилев Цикл «Источник», 1982, Г.С. Райшев «Пароход «Пономарев». На войну», 1973; К.В. Нечитайло «В воскресенье к нам пришли гости», 1969; Ю.Н. Филоненко «И каждый час уносит частицу бытия». 1982)

Последний зал посвящен искусству второй половины 1980-х годов, когда с началом перестройки (1985) были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски, неофициальные художники впервые свободно выставлялись наравне с официальными, а абстракционизм соседствовал с реализмом (Н.И. Нестерова «Переход», 1986; И.Л. Лубенников «Тамара! Подожди!» («Подъезд»), 1986; В.Н. Наседкин «Обнаженная IX», 1989; В.А. Кравцев «Простите нас, Андрей Дмитриевич», 1990; П.П. Ходаев «Мимолетность» 1989, Б.Б. Морковников «Без названия», 1988)

В 1991 году с распадом Советского Союза закончился уникальный художественно-идеологический проект XX века и отечественное изобразительное искусство стало постепенно преодолевать изолированность, ангажированность и зависимость от политических установок.

Подробнее на сайте