Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Россияне считают, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки

25 октября 2012, 11:38
Новости партнеров
ВЦИОМ провел опрос об отношении россиян к вопросу государственного участия в развитии и поддержке железнодорожных перевозок.

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 91% россиян придерживается мнения о том, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки — то есть выделять перевозчикам средства из бюджета. В том числе половина опрошенных (52%) считает, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности).

49% россиян совершали поездки на железнодорожном транспорте за последние два года. Среди них треть опрошенных (31%) пользовалась пригородными электричками. Поезда дальнего следования были востребованы у каждого пятого опрошенного (19%). Поездки на высокоскоростных поездах («Сапсан» и «Аллегро») и аэроэкспрессах совершали по 1% респондентов соответственно.

По итогам социологического исследования стоимость проезда оценивается как приемлемая или скорее приемлемая. Об этом сообщили 46% пользователей пригородного сообщения и 38% пользователей междугороднего сообщения.

В то же время именно стоимость билетов является ключевым фактором отказа от поездок, 64% респондентов готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого. Второе немаловажное условие выбора другого вида транспорта — скорость поездки (30% выбрали бы более быстрый вариант). Также в тройке значимых причин отказа от поездов — безопасность (22% опрошенных предпочли бы путешествовать более безопасным способом). Участники опроса указывали также такие возможные условия отказа от использования железной дороги, как более комфортабельные виды транспорта (15%), более удобная сеть маршрутов (10%), более удобное расписание (8%) и другие.

Участие во всероссийском опросе ВЦИОМ приняли 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Опрос был проведен 13–14 октября, статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2013–2015 гг., размещенным на сайте Минфина, с 1 января 2013 г. планируется отказаться от государственной поддержки льготного проезда учащихся в пригородном сообщении, утвержденного постановлением правительства РФ от 27 декабря 2010 г. №1163. Это удвоит стоимость проезда для учащихся. На сегодняшний день федеральный бюджет выделяет регионам средства, и учащиеся получают возможность приобретения проездных документов со скидкой 50% в период с 1 сентября по 15 июня.

Напомним, федеральное правительство софинансирует траты субъектов РФ за счет федеральной субсидии в следующем соотношении: 95% погашается за счет федерального бюджета и 5% — за счет регионального. В текущем году федеральным бюджетом предусмотрены субсидии на перевозку студентов и школьников в пригородном пассажирском сообщении в размере 2,1 млрд рублей. Всего в 2011 году в пригородном сообщении было перевезено 64,4 млн учащихся, что на 1,3% больше, чем в 2010 году. За первое полугодие 2012 года в пригородном сообщении перевезено около 37 млн учащихся, что соответствует количеству учащихся, перевезенных пригородными поездами в первом полугодии 2011 года.

В случае если Министерство финансов РФ примет решение отказаться с 2013 года от реализации государственной поддержки льготного проезда учащихся из средств федерального бюджета, считается возможным предоставления льгот либо субъектами РФ, либо перевозчиками. Однако ввиду ограниченности региональных бюджетов и ввиду того, что деятельность большинства ППК убыточна, в настоящее время эта возможность считается сомнительной.

Подробнее на сайте