23 июля 2012, 10:43

Рынок ОМС: право выбора есть у каждого

Интервью с Ниной Павловной Галаничевой, генеральным директором РОСНО-МС.

Поэтапное вступление в силу закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» началось с января 2011 года. Закон касается всего населения России и потребует долгой и кропотливой работы от всех участников процесса. О полноценно работающей системе можно будет говорить не раньше 2014–2015 года.

Мы встретились с руководителем комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) по взаимодействию с органами государственной власти и средствами массовой информации, генеральным директором одной из крупнейших компаний — РОСНО-МС Ниной Павловной Галаничевой.

— Нина Павловна, по вашему мнению, что положительного принес новый закон?
— В первую очередь к положительным новшествам следует отнести закрепленное законом право граждан свободно выбирать страховую медицинскую организацию. На сегодняшний день на территории Свердловской области в системе обязательного медицинского страхования осуществляют свою деятельность 11 страховых медицинских организаций — есть из чего выбирать. Безусловно, важно правильно уметь данным правом распорядиться.

— Тогда давайте сформулируем критерии, которые могут использовать граждане для выбора СМО. Думаю, это будет крайне полезная информация.
— Вы должны знать, что страховая компания — это ваш партнер, призванный сделать взаимодействие с медицинской организацией максимально результативным. Компания должна быть доступна для помощи застрахованным ею гражданам 24 часа в сутки из любой точки страны. Немаловажными факторами при выборе СМО также должны быть репутация и опыт в системе ОМС, география ее деятельности, присутствие не только на территории региона, но страны в целом, ее финансовая устойчивость и информационная открытость. Ведь то положение, которое занимает компания — это отражение профессионализма и знаний людей, составляющих ее коллектив, тех, кто будет помогать лично вам!

— Учитывая большое количество за последнее время различных публикаций в СМИ региона, неоднозначных по своему содержанию и напоминающих спланированные PR-компании, существуют ли сегодня проблемы с пониманием и реализацией гражданами данного права в Свердловской области?
— Как показала жизнь, не все компании сумели перестроиться к новым условиям работы — не всем это под силу. К сожалению, встречаются ситуации, когда некоторые из них пытаются оправдать выбор граждан не в свою пользу нецивилизованными способами, нанося тем самым урон авторитету всех участников системы обязательного медицинского страхования. Вот и вы говорите о самых настоящих PR-компаниях по дискредитации системы ОМС, когда силы и время тратятся совсем не на то, что необходимо застрахованным гражданам. Мы считаем такие акции совершенно неприемлемыми и непозволительными для построения системных отношений. Думаю, тех, кто делает ставку на раздувание скандалов, тех, кто не умеет адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса, в конечном итоге ждет разочарование.

РОСНО-МС находится в постоянном диалоге со своими партнерами, коллегами, конкурентами, но взгляды и методы некоторых из них мы никак не можем ни разделить, ни оправдать.

— И все-таки хотелось бы услышать ваши комментарии по поводу конкретных обвинений в прессе со стороны президента Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима Стародубцева, что рынок захватывается федеральными компаниями нечестно.
— Помилуйте, как я могу «захватить» рынок? Путем насилия? Да, после объявления свободного выбора страховых компаний граждане гораздо чаще отдают предпочтение крупным и крупнейшим федеральным компаниям, с хорошим имиджем. Это факт! У крупных компаний больше возможностей, больше финансовых ресурсов. Это общая и, на мой взгляд, вполне объяснимая тенденция рынка. Вот, например, я предпочитаю хранить сбережения в крупных, известных банках. Так надежнее и спокойнее, они больше отвечают моим ожиданиям. А когда речь идет о собственном здоровье, так тоже задумаешься, с кем по пути!

В РОСНО-МС застраховано 17 миллионов граждан, к услугам наших застрахованных более трех тысяч специалистов, около 800 врачей-экспертов, половина из которых имеют высшую квалификационную категорию, целый штат юристов, более 400 офисов в десятках регионов России. Компания РОСНО-МС всегда на связи со своими застрахованными. Это и горячая линия, доступная для бесплатного звонка из любой точки РФ круглосуточно, и форма обратной связи на сайте компании. Мы помогаем каждому обратившемуся именно в тот момент, когда это наиболее необходимо, и именно на той территории, где имеет место момент нарушения прав гражданина. Для этого достаточно просто позвонить по телефону 8 800 100 800 5.

Некоторые страховщики региона, демонстрируя показатели своей деятельности по защите прав застрахованных в судах, считают, что это наиболее эффективный способ помочь. Мы же считаем, что гораздо правильнее оказать содействие что называется здесь и сейчас, чем потом и где-то в суде. И это также соответствующим образом оценено гражданами.

Суммируя ответ на ваш вопрос — если нет хороших результатов работы, не нужно искать виноватых на стороне, лучше посмотреть в зеркало и начать с себя!

— Да, закон, безусловно, поставил планку на новый качественный уровень работы — нужно соответствовать. А какие еще важнейшие аспекты нового закона можно выделить?
— В первую очередь то, что напрямую направлено на повышение доступности медицинской помощи для граждан и выравнивание условий ее получения. Сегодня качество и доступность бесплатной медицины в разных регионах России все еще значительно различаются — в силу разного финансового обеспечения и имеющихся материально-технических ресурсов. Планируется, что действием закона «Об обязательном медицинском страховании», закона «Об охране здоровья граждан» Программы модернизации здравоохранения, нацпроекта «Здоровье», эти условия должны быть выровнены и унифицированы на всей территории страны уже в ближайшие годы. Ожидаем также хороших сдвигов в вопросах качества оказываемой застрахованным медицинской помощи в системе ОМС, так как законом предусмотрена серьезная мотивация страховых компаний на это.

Повышается информированность граждан, это ведет к повышению страховой культуры, обратной связи, люди стали больше интересоваться ОМС. Специалистами горячей линии РОСНО-МС ежедневно обрабатывается более тысячи звонков и эти цифры говорят сами за себя. Граждане потихоньку начинают воспринимать ОМС не как подачку или соцобеспечение, а как страхование здоровья за свои же налоговые деньги, начинают задумываться и о своей ответственности. Это очень длительный процесс, но он пошел, пошел благодаря реформам в системе ОМС, и роль страховых компаний в этом процессе нельзя недооценивать.

— Каковы перспективы работы негосударственных медицинских организаций в системе ОМС?
— Для частных медицинских организаций новый закон открыл доступ в систему ОМС. Правда, большого количества желающих пока нет. Причина понятна — низкие тарифы. При этом система предъявляет достаточно высокие требования к порядку оказания медицинской помощи, учету и отчетности, унификации и стандартизации процессов. Частным клиникам необходимо начинать подготовку задолго до введения полного тарифа (2014 г.) — прямо сегодня.

— Последний вопрос: как, по вашему мнению, сложится ситуация на рынке ОМС в ближайшей перспективе?
— Если говорить о рынке ОМС, по опыту могу заметить, что не все из компаний выживут. К примеру, на протяжении 2011 года с рынка ОМС России ушло семь компаний. Эта тенденция сохранится и далее. Время диктует необходимость повышения требований к финансовой устойчивости страховых компаний, ужесточению правил игры. И это оправданно. Задумайтесь, какой объем бюджетных средств проходит через систему ОМС. А вот что касается системы обязательного медицинского страхования, могу сказать, что все крупнейшие страховые компании действительно озабочены необходимостью дальнейшей модернизации системы ОМС. Работа идет с привлечением лучших российских и международных экспертов, изучением зарубежного опыта. Мы совместно готовим варианты развития, которые предложим к обсуждению на площадках Думы, Общественной Палаты, правительства, администрации президента. Задача — подготовить предложения, которые помогут сделать систему ОМС сбалансированной, доступной, эффективной, которые помогут реально повысить качество жизни каждого гражданина России.

— Что ж, перспектива привлекательная, а что вы можете пожелать своим конкурентам?
— Всем руководителям мой нехитрый совет: заботьтесь о своих клиентах-застрахованных, повышайте репутацию и финансовую устойчивость своей компании, создавайте хорошие условия труда и привлекайте высококвалифицированных сотрудников, и наши граждане точно выберут вас! Всем здоровья и успеха!

Телефон горячей линии 8 800 100 800 5.

Подробнее на сайте компании