26 августа 2009, 16:02

Выбор редакции

Славяне «Оленьих ручьев»: «Церковь должна оставить в покое и нас, и святилище Перуна»
Секспросвет. Как эпидемия ВИЧ возвращает половое воспитание в школы и детские дома Екатеринбурга
«Здание нужно было списать». Рухнувшую на ЗИКе крышу ремонтировали ради отмыва денег

Минфин повысил акцизы и налоги

Пиво, сигареты, бензин и автомобили подорожают

Министерство финансов обнародовало проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих индексацию ставок акцизов и налогов в 2010— 2012 годах. О решении повысить акцизы и ставки заявили вице-премьер Александр Жуков и замминистра финансов Антон Силуанов в минувшую среду на бюджетном совещании с руководителями Центрального федерального округа в Смоленске ( см. " Газету " от 20 августа).

Существенно поднимутся акцизы на пиво ( в три раза) и сигареты ( почти на 27%).

Помимо курильщиков и любителей выпить изрядно раскошелиться придется автомобилистам. На бензин и дизельное топливо акциз будет повышен почти на 10%, а транспортный налог может быть удвоен.

Сегодня доля акцизов в розничной цене топлива составляет 13— 14%. " 60% стоимости топлива составляют налоги. Повышение приведет к росту стоимости топлива и к массовому недовольству граждан. Тем более что нефть сегодня и так находится на довольно высокой отметке $ 73— 74 за баррель " , — считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.

Кроме того, начиная с 2011 года, как и планировалось ранее, будет осуществлен переход на классификацию топлива по евростандартам. Однако, как следует из поправок в Налоговый кодекс, бензин ниже класса "Евро-3" запрещен не будет, чего требует действующий техрегламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".

Базовые ставки транспортного налога вырастут в два раза. Учитывая, что региональные бюджеты в 2010 году также будут испытывать нехватку средств, регионы, скорее всего, значительно поднимут транспортный налог для владельцев автомобилей. При наихудшем сценарии владельцам мощных автомобилей придется раскошелиться на дополнительные 20— 40 тыс. рублей в год.

Как заявлял ранее Антон Силуанов, данные меры принесут в региональные бюджеты в 2010 году дополнительные 96,6 млрд рублей.

Не в пользу налогоплательщиков изменится и порядок уплаты акцизов. " Раньше уплата осуществлялась в два этапа: не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и не позднее 15-го числа второго месяца. Теперь вся уплата должна происходить не позднее 25-го числа следующего месяца " , — поясняет изменения старший юрист Goltsblat BLP Сергей Калинин.

Нормально ли закрывать дыры в региональных бюджетах за счет качества дорог?

Максим Дианов / гендиректор Института региональных проблем

По-хорошему, не нормально. Но что остается делать регионам — у них ведь других возможностей все равно нет. Скажем так: если исходить из того, что ситуация плохая и будет ухудшаться, то нужно в первую очередь искать деньги там, где нет жесткой социалки. В данном случае она не прямая, то есть прямые социальные выплаты отсутствуют. Тем более что больше деваться, повторюсь, некуда. Особенно регионам, где сложная демография, где много пенсионеров, а дороги протяженные и без того не лучшего качества.

Однако остается следующий вопрос: временная это мера или постоянная? Нужно же понимать вот еще что: зимой дороги не строят. Поэтому если, условно, действие предпримут с октября по апрель, то регионы его пережить смогут. А если ситуация затянется, мы действительно можем столкнуться с проблемами.

Ведь для чего делается планово предупредительный ремонт? Чтобы не слишком сильно все развалилось. Но если сроки без ремонта увеличивать, то стоимость последующего восстановления будет расти лавинообразно.

Владимир Климанов / директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук

Прямой взаимосвязи между качеством дорог и повышением наполнения бюджета я не вижу. Надо рассматривать повышение транспортного налога именно в качестве дополнительного источника дохода. Ведь снижать долю расходов на автодороги вроде как задачи нет. Просто транспортный налог — это один из немногих оставшихся источников, так как резервы повышения по налогу на доходы физических лиц отсутствуют ( зарплаты бюджетников в последнее время увеличивались достаточно, и в силу этого пределы роста уже достигнуты, а легализовать что-либо в предпринимательском секторе сегодня, пожалуй, невозможно), ожидания повышения налога на прибыль высокорискованные и так далее. В результате к нему и обратились.

Кроме того, я слышал, что для местных бюджетов есть рекомендации в части дополнительных мер по сбору земельных и имущественных налогов. Однако это весьма незначимые источники дохода, которые вряд ли существенно изменят ситуацию. Ну а по поводу транспортного налога: на проблему надо смотреть вообще более широко, понимая еще, с кого он берется. Усилия на него направлены, может быть, еще и потому, что он достаточно легко администрируем и контролируем с точки зрения собираемости ( возьмите ту же самую связку ГАИ и " налоговой " ) .

Андрей Бунич / президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России

Наверняка в итоге просто разрешат тратить транспортный налог на другие цели. То есть фактически если раньше средства надо было тратить на дороги, то теперь можно будет раздать их людям, решить какие-то социальные вопросы и так далее. Но вся эта политика с попыткой помочь регионам за счет ужесточения налогового бремени — полная ерунда: все равно суммы здесь несопоставимые. Регионам не хватает таких средств, даже трети от которых не получить, если выполнить все то, что задумано. Зато это испортит жизнь, парализует рынки, создаст напряжение потребителю, уменьшит спрос, сократит рабочие места ( тех же дорожных рабочих). Мне это кажется всего-навсего бюрократическим творчеством, попыткой что-то сделать, когда сделать явно ничего невозможно. Тогда, раз было решено покрывать дефицит федерального бюджета за счет фондов, надо было предусмотреть в этом механизме такую же компенсацию и для регионов. Резюмируя, я не удивлюсь, если мера по транспортному налогу будет долго обсуждаться, но в итоге не реализуется.

Анатолий Локоть / член Счетной комиссии Госдумы (член фракции КПРФ)

Все это очень больно ударит по гражданам, то есть это именно тот случай, когда пытаются решить кризисные проблемы за счет населения. Не за счет качества управления, не за счет подъема экономики, а за счет простых людей. Однако это слишком опасный путь и абсолютно антисоциальная мера, которая, безусловно, получит возражения с нашей стороны.