4 августа 2009, 15:14

Выбор редакции

Химики-ядерщики исследовали 50 проб питьевой воды: радиоактивная карта Екатеринбурга и пригородов
Президент приказал, но Минздрав не торопится: уникальная клиника Владислава Тетюхина простаивает без пациентов
«Куртки замшевые, три штуки»: 5 способов защитить квартиру от воров в новогодние праздники

Две авторазницы

Борис Грозовский: о автосубсидиях в разных странах и в России

Многие страны сейчас помогают автопроизводителям. Начала Германия, подхватили Франция, Италия, США и другие страны, включая и Россию. Суть везде одна: государство дает субсидию покупателям автомобилей, чтобы поддержать автозаводы. Но почему-то везде, кроме России, после введения автосубсидий продажи быстро растут. В чем же дело?

Автосубсидия – мера очень и очень двусмысленная. Все налогоплательщики страны понемногу скидываются, чтобы помочь покупателям авто оплатить часть их стоимости. Это, конечно, очень странное применение бюджетным деньгам. С какой стати мой рубль направляется не на обустройство детских садов, больниц или экологию, а чужому дяде или тете, покупающим себе новую машину во время кризиса? Неужели эти покупатели – наиболее бедствующие соотечественники, самые-самые нуждающиеся? А если это делается не ради покупателей, а ради производителей, то почему помогать надо тем, кто выпускает именно автомобили, а не аудиоплейеры, мебель, сыр или занимается стрижкой и маникюром?

Хорошо, допустим автомобили важнее компьютеров и всего остального. Если уж чиновники многих стран уверовали, что так и надо распоряжаться моими и вашими деньгами, чтобы национальная автопромышленность не пошла по миру, – согласимся. Но пусть хотя бы делают это эффективно! Получается не у всех. Вернее, у всех, кроме нас. Вот ведь странная штука: вроде все делают одно и то же, а на выходе – не одно и то же. Посмотрим, как сделаны иностранные программы и каковы их результаты.

В Италии те, кто меняет старый автомобиль на новый, с низкими выбросами СО~2~, получают от государства скромный бонус в 1500 евро. А при покупке авто, работающих на сжиженном газе или метане, – еще и повышенные вычеты из подоходного налога. Эту меру ввели в феврале, тогда продажи стояли: кризис. Сразу же, в марте, продажи автомобилей, до того падавшие 14 месяцев подряд, подскочили на 82% по сравнению с февралем. А заказы на Fiat выросли еще сильнее – на 59% по сравнению с прошлым мартом, когда серьезной стагнации еще не было.

Сходным был дизайн автомобильных субсидий и в Германии. Правительство дает 2500 евро тем, кто меняет вредную для воздуха старую машину (не новее 9 лет) на новую. Немецкое правительство в отличие от США и Британии крайне осторожно в наращивании антикризисной помощи и бюджетного дефицита. Поэтому оно собиралось потратить на поддержку автозаводов всего 1,5 млрд евро, то есть помочь автозаводам продать примерно 600 тыс. автомобилей. Субсидия должна была действовать с начала марта и до конца года. Однако в первые же дни количество подавших заявки – 1,2 млн – превысило надежды немецких чиновников вдвое. Продажи в Германии тоже рванули, а правительству и парламенту пришлось долго обсуждать, выделять ли на автосубсидию дополнительные ассигнования. Решили не разочаровывать ни автозаводы, ни автолюбителей, обрадованных подаренной халявой.

Последняя история – из США. Услышав весной новости о европейских субсидиях, тамошние автопроизводители принялись лоббировать аналогичную программу. Но администрация Барака Обамы не запускала ее, покуда не провела решающие этапы банкротства General Motors и Crysler. Программу автосубсидий с бюджетом $1 млрд, которая должна была действовать минимум до 1 ноября, пришлось приостановить через неделю, написала в минувшую пятницу WSJ: деньги закончились.

Автосубсидия, которая должна была подстегнуть продажи автомобилей, в мае упавшие на 34%, оказалась невероятно популярной, отметил пресс-секретарь Белого дома. Американская программа сделана по образцу европейских. Условия в Штатах такие: если галлон бензина позволяет новой машине проехать на 10 миль больше, чем могла старая, покупатель получает $4500, если на 4 мили – $3500. Несмотря на гигантский бюджетный дефицит, программа явно будет продлена, – чиновники не обидят любителей халявы. Вот только придумают, где взять деньги на ее финансирование.

В России почему-то сделали все не так. Хотя и у нас есть масса вредных старых автомобилей, а у автопроизводителей большая проблема, где взять деньги на переход к новому стандарту двигателя. Почему-то наши дизайнеры автосубсидии не применили ее, как во всем мире, к схеме «трейд-ин». Почему-то не назначили твердую величину субсидии в расчете на одно авто. Зачем-то ограничили стоимость покупаемой машины. Не ввели никаких ограничений по вредности нового автомобиля.

И главное – в России не покупатель авто получает льготу, а банк. У нас почему-то субсидируется не покупка автомобиля, а процентная ставка банка на кредит по покупке авто. А если мне не нужен кредит, а нужна машина? Или это помощь не автозаводам, а государственным банкам? Но для помощи госбанкам у ЦБ и правительства есть несколько других средств.

В общем, все сделано ровно не так, как нужно. Наверное, после этого не надо объяснять, почему автосубсидия в России есть, а продажи автомобилей продолжают падать. Зато банки довольны: через них пройдет несколько (десятков) тысяч автокредитов. И в антикризисном плане можно поставить галочку.