27 июля 2009, 17:10

Выбор редакции

Евгений Куйвашев в месяц будет получать столько же, сколько Игорь Сечин в день
«Решим это вечером»: среди уральских бизнесменов больше «сов», чем «жаворонков»
Администрация Екатеринбурга выселяет из квартиры семью, которая случайно купила ее у мошенников

Резервный фонд России тает на глазах

По мнению главы Минфина Алексея Кудрина, фонд опустеет к концу 2010 года

К концу следующего года резервный фонд России может опустеть: в III квартале 2009 года размер фонда уменьшится до $52 млрд по сравнению с мартовским максимумом – $137 миллиардов.

В III квартале правительство РФ переведет из резервного фонда в государственный бюджет 1,36 трлн рублей. Распоряжение об этом уже подписано председателем правительства Владимиром Путиным. Это приведет тому, что к октябрю в резервном фонде останется 1,6 трлн рублей, тогда как в марте в нем находилось около 4,9 триллиона, пишет британский журнал Economist.

По мнению главы Минфина Алексея Кудрина, фонд опустеет к концу 2010 года. Тогда же дефицит бюджета РФ составит около 5% ВВП по сравнению с 7,4-9% ВВП в этом году. Если это действительно так, то это будет рекордное по скорости и масштабам опустошение финансовых резервов, считают в Economist. Однако, полагает издание, это не будет означать, что к началу 2011 ода российское правительство окажется на мели. Economist напоминает о запасах суверенного фонда, где на сегодняшний момент находится порядка $90 млрд, а также об официальных резервах ЦБ объемом $400 млрд, $365 млрд из которых приходится на иностранную валюту. С начала финансового кризиса в России правительство не раз обращалось к резервам ЦБ для предоставления антикризисного финансирования банковскому сектору и крупным корпорациям. Пока резервы Центробанка достаточно велики, что объясняется слабостью курса рубля. Поэтому, в случае возникновения непредвиденных расходов, они могут быть использованы для их покрытия.

В том случае, если в нынешней ситуации не произойдет резких улучшений либо ухудшений, России все же придется выйти на рынок международных заимствований. По разным прогнозам, она будет занимать около $10 млрд в год. Впрочем, это вряд ли станет для нее проблемой. Суверенный долг России довольно невысок. По словам Кудрина, уровень госдолга не превысит 15% ВВП, о чем США и большинству стран ЕС остается только мечтать.

На этом фоне главной проблемой российских властей будет оставаться уровень расходов, непомерно возросший за последние годы. Так, расходы федерального бюджета в 2004-2008 гг. увеличились более чем в три раза. Это практически не ощущалось в условиях притока инвестиций, экономического роста и высоких нефтяных цен. Сегодня ситуация существенно меняется – доходы государства упали за счет снижения экспортных поступлений, при том, что снизить расходы практически невозможно. Серьезных вложений требуют крупные корпорации, еще недавно сами являвшиеся поставщиками доходов. Государству приходится вливать деньги в банки и крупные компании, лишившиеся дешевой финансовой подпитки за счет зарубежных инвестиций. Пустить ситуацию на самотек оно не имеет возможности, так как в этом случае ему придется столкнуться с социально-политическими последствиями краха крупных компаний и банков. Отдельной темой являются возросшие расходы на различные инвестиционные, социальные и военные проекты. Серьезно урезать их государство пока не готово. Напротив, первые лица страны заявляют о масштабных планах по закладке новых боевых кораблей, строительстве ракет и т.п.

В случае, если кризис затянется, правительство будет вынуждено начать постепенно сокращать амбиции, а с ними и расходы на грандиозные проекты. Но пока весь ход событий свидетельствует о том, что российское руководство продолжает надеяться на скорое возобновление активности на рынке энергоносителей и, как следствие, постепенное восстановление отечественной экономики. Об этом свидетельствуют бодрые заявления о новых госрасходах в части вооружений и геополитики. Огромных государственных средств требует и чрезвычайно разросшийся за последние годы бюрократический аппарат. Вынужденное снижение расходов в сложившейся ситуации может обернуться самыми серьезными последствиями как экономического, так и политического толка.

В свою очередь, поддерживать существующий уровень расходов страна может только в рамках экспортно-сырьевой модели. Даже если представить, что Россия быстро перейдет на путь экономики промышленного производства и высоких технологий, достичь прежнего уровня благосостояния благодаря этому она сможет нескоро.

Впрочем, есть основания полагать, что и на сей раз судьба окажется благосклонной к России, даже в рамках ее экспортно-сырьевой модели. Признаки постепенного восстановления в мировой экономике становятся все более отчетливыми и стабилизация сырьевых рынков, похоже, не за горами. А это значит, что у страны есть неплохие шансы переждать кризис благодаря накопленным резервам.