22 июня 2009, 14:16

Выбор редакции

Свердловская Федерация автовладельцев: «Натуральное возмещение по ОСАГО — плевок в лицо страхователям»
5 критериев классности: что продают застройщики Екатеринбурга по цене эконом
Сорок предписаний за три дня: автоинспекторы обвинили коммунальные службы Екатеринбурга в росте числа ДТП

Поддержка отечественного производителя может обернуться катастрофой для бюджета России

У бизнеса пропадает мотивация повышать конкурентоспособность, зато появляется соблазн повышать цену в отсутствие конкурентов

Среди новых антикризисных мер, которые запланировало правительство – активизация внутреннего спроса за счет импортозамещения и преференций отечественным производителям. Эксперты считают, что протекционистские меры отрицательно скажутся в долгосрочной перспективе: у бизнеса пропадает мотивация повышать конкурентоспособность, зато появляется соблазн повышать цену в отсутствие конкурентов. Фактически речь идет о консервации существующей сегодня модели российской экономики – энергозатратной, с низкой производительностью труда, отсталыми технологиями. Кроме того, протекционизм приводит к сокрушительным потерям госбюджета – из-за снижения таможенных сборов и не оправдавших себя субсидий.

В конце прошлой недели премьер Владимир Путин утвердил второй план антикризисных действий, рассчитанный до конца 2009 года. Документ определяет семь приоритетов работы правительства по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере. Эксперты обращают внимание, что к приоритетам правительства отнесена активизация внутреннего спроса, в том числе за счет импортозамещения и введения преференций для российских товаров.

Протекционизм, безусловно, поможет отечественным производителям остаться на плаву. Вместе с тем предлагаемые меры снижают мотивацию бизнеса повышать в условиях кризиса рентабельность. Фактически речь идет о консервации существующей сегодня модели российской экономики – энергозатратной, с низкой производительностью труда, отсталыми технологиями, отмечает «Независимая газета».

Устойчивые пристрастия россиян покупать импортные товары, пусть дорогие, но более качественные, чем российские аналоги, сводят на нет усилия правительства по поддержке спроса. К примеру, 2 млрд. рублей, выделенных в этом году на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей, произведенных в западных регионах России, на Дальний Восток, фактически, были потрачены зря. Из первой партии в 140 «Жигулей», в Приморье удалось за полгода продать лишь единицы.

Таким образом, отечественный автопром от протекционизма мало что выгадал, зато в бюджете образовалась изрядная брешь после введения заградительных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок. По состоянию на 17 июня сумма таможенных пошлин за ввезенные иномарки составила 3,5 млрд. руб., тогда как в прошлом году к этому моменту в казну поступило 17 млрд. руб.

Порочность политики протекционизма подтверждает усиливающееся падение потребительского спроса в России. По данным Росстата, оборот розничной торговли в стране в мае сократился на 5,6% по сравнению с маем прошлого года. Показатель розничного оборота впервые ушел в отрицательную зону в феврале, оказавшись на 1,4% ниже прошлогоднего, и продолжил падение: в марте – на 3%, в апреле – на 4,5%.

По мнению экспертов, защита внутреннего рынка от импорта – стратегически проигрышный подход. предлагая такое решение, власти не учитывают элементарной психологии российского потребителя, который не желает мириться с тем, что чиновники пытаются его лишить права выбора. Это приводит к протестным настроениям, когда люди отказываются приобретать тот товар, который им навязывают власти.