16 мая 2011, 10:30

Выбор редакции

Славяне «Оленьих ручьев»: «Церковь должна оставить в покое и нас, и святилище Перуна»
Секспросвет. Как эпидемия ВИЧ возвращает половое воспитание в школы и детские дома Екатеринбурга
«Здание нужно было списать». Рухнувшую на ЗИКе крышу ремонтировали ради отмыва денег

О рынке факторинга в России

Интервью с представителем Национальной факторинговой компании Валерией Вялковой.

На вопросы о факторинге и его значимости для современного бизнеса отвечает директор дивизиона «Уральский» Национальной факторинговой компании Валерия Вялкова.

Расскажите, пожалуйста, что такое факторинг?

Клиентом факторинговой компании обычно являются торговые или производственные компании, которые закупают или отгружают товар с отсрочкой платежа. Такая компания нуждается в финансировании или закупок, или коммерческого кредита, который она предоставляет своим покупателям. Такая компания имеет потребность в исключении риска возможной. Для этого нужен факторинг — это комплекс услуг, который решает возникающие в процессе торгово-производственных отношений задачи. Он включает в себя: финансирование отсрочки, закупок и даже покупку у клиента образующейся дебиторской задолженности, чтобы этот клиент снял с себя кредитный риск, получив одновременно финансирование.

Какова схема работы по факторингу?

Поставщик передает нам документы по отгрузке. В зависимости от ее потребностей мы оказываем услуги: происходит выплата финансирования на срок отсрочки платежа; выкупается дебиторская задолженность; мы принимаем на себя обязательства на случай возможной неоплаты товара, и если покупатель не платит после отсрочки, мы возмещаем поставщику убытки.

Вы выполняете функцию страховой компании, страхуете риски неоплат?

Мы их исключаем, производя выплату 90% от суммы поставки т.к. мы все-таки не страховая, а факторинговая компания. Между прочим, страховщики выплачивают обычно от 70%-85% от суммы поставки.

Есть ли разница между страховой и факторинговой компаниями?

Клиент может обратиться в страховую компанию, чтобы застраховать коммерческий кредит. Однако подобные услуги страхования в России слабо развиты, и нужно учесть следующее. Во-первых, на сроки выплаты возмещения. Период ожидания выплаты может быть от 180 до 240 дней, тогда как при факторинге — максимально 120 дней. Во-вторых, объем передаваемой дебиторской задолженности. Обязательное требование страховщика — передача всей дебиторской задолженности, а при работе с фактором — только согласованный список покупателей. В-третьих, размер покрытия риска, о чем уже сказано выше. В-четвертых, требования к минимальному обороту на страхование. Страховым компаниям выгоднее работать с поставщиками, оборот на страхование которых выше 400 млн рублей. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами (от 60 млн рублей в год). И наконец, факторинговая компания начисляет комиссию на фактически выданное поручительство, а страховая компания — на весь оборот или на сумму установленного лимита.

Как давно существует рынок факторинга?

Он появился немногим более 10 лет назад. Он связан с деятельностью Национальной факторинговой компании. Попытки проводить операции с дебиторской задолженностью в СССР предпринимались еще в 80-х годах, но осуществились они только 29 января 1999 года, когда началось развитие факторинга в рамках Акционерного банка Инвестиционно-банковской группы «НИКойл».

НФК появилась первой на российском рынке факторинга?

Национальная факторинговая компания создала в России этот рынок, и на протяжении 12 лет занимается его развитием. С 1999 года Управление факторингового обслуживания, которое тогда состояло из 6 человек, выросло до самостоятельной компании с банковской лицензией. Мы специализируемся только на факторинге и можем быстро и качественно развиваться, предлагая клиентам более совершенные решения. Только за последние 2 года наше предложение пополнилось 4 настраиваемыми продуктами. Один из них — это «Закупочный факторинг».

Расскажите подробнее про «Закупочный факторинг».

Это уникальный продукт для российского рынка, разработанный для крупных покупателей, для финансирования их закупок. Поставщик отгружает вам товар и передает в НФК электронный реестр поставок. Вы проверяете и подтверждаете действительность поставок. Процедура проходит с помощью системы электронного документооборота «Электронный факторинг». После того, как вы акцептуете поставку, мы выплачиваем поставщику финансирование в размере 100% от суммы поставки. После отсрочки вы оплачиваете поставки на счет НФК.

Каковы выгоды покупателя при этом?

Во-первых, покупатель получает отсрочку платежа на нужный срок и сумму. Во-вторых, т.к. работа по «Закупочному факторингу» равнозначна оплате товара по факту отгрузки, поставщик может предоставить покупателю дополнительные льготы и бонусы. В-третьих, покупатель экономит, т.к. комиссия за факторинг часто меньше, чем стоимость коммерческого кредита от поставщика.

Самый востребованный сегодня факторинговый продукт?

С каждым годом в портфеле НФК увеличивается доля безрегрессного факторинга: в 2010 году мы перешагнули 40% барьер. Безрегрессный факторинг сочетает финансирование поставок с отсрочкой платежа с одновременной возможностью исключить риск неоплаты отгружаемого товара. Факторинг без регресса предполагает покупку дебиторской задолженности в момент отгрузки товара, т.е. кроме выгод, связанных с получением доступа к финансированию и снижению рисковой нагрузки, клиент улучшает качество баланса: просто списывает «дебиторку». НФК работает с покупателями любого масштаба — от ИП до крупных предприятий из любых регионов страны, т.е. мы предлагаем «безрегресс» не только поставщикам в адрес федерального ритейла.

Как формируется цена за услуги факторинга?

Цена формируется из трех компонентов. Комиссия за финансирование, которая зависит от срока отсрочки; комиссия за факторинговое обслуживание, зависящая от объема переданной дебиторской задолженности; комиссия за исключение риска неоплаты отгруженного товара, которая зависит от объема передаваемой «дебиторки» и, безусловно, от ее диверсификации. Не всегда факторинговые компании имеют прозрачную модель ценообразования. При заключении договора необходимо обратить внимание на то, как формируется стоимость.

Можно ли привести примеры применения факторинга на практике конкретными компаниями?

Одна из крупнейших региональных торговых сетей пользуется схемой финансирования закупок с середины 2010 года. Поставщики отгружают в сеть продукцию на условиях отсрочки платежа 120 дней и по факту подтверждения торговой сетью отгрузки, получают деньги от НФК. Факторинговая компания оплачивает полученный покупателем товар по факту отгрузки, но покупатель получает коммерческий кредит и оплачивает за него фактору комиссию, которая обячно меньше, чем стоимость коммерческого кредита. Преимущества такой схемы в этом случае: поставщики готовы давать покупателю скидку за досрочную оплату товара и увеличить отсрочку платежа с увеличением суммы товарного кредита. В результате срок отсрочки от поставщиков вырос с 30 до 120 дней, скидка за раннюю оплату товара и положительная разница стоимости ранее получаемого коммерческого кредита и нынешней комиссии за факторинг позволили увеличить прибыль от продаж на 12,5%.

Подробнее на сайте компании.