2 июня 2009, 17:48

Выбор редакции

Журналист 66.ru на дне крещенской купели: ночной репортаж с эффектом погружения в черную бездну холода
«Готов пойти в лобовое столкновение». Евгений Ройзман назвал условия своего участия в губернаторских выборах
Вячеслав Брозовский выкупил шесть магазинов сети «СуперСтрой»

Машина в кредит — роскошь?

Уж коли залазить в долги, машина должна быть хорошей

"Уж коли залазить в долги, машина должна быть хорошей", – такое мнение высказывают россияне, имеющие непогашенные ссуды на покупку авто. Однако для большинства граждан в ближайшее время машина может стать роскошью. Несмотря на определенную оттепель на рынке автокредитования, банки по-прежнему не проявляют интереса к наращиванию объемов розничных портфелей и делают акцент на менее рискованных и более доходных программах.

Отечественному рынку автокредитования от кризиса "досталось" по полной программе. "Из-за падения спроса и сокращения кредитных программ банков продажи автомобилей упали в четыре раза. Кроме того, рост курса доллара и евро, введение новых пошлин и высокие темпы инфляции привели к ощутимому подорожанию автомобилей почти на 20 %. Все это не способствовало повышению покупательского интереса, учитывая, что кредитные ставки тоже увеличились, а требования к заемщикам стали более консервативными", – рассказывает руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина.

Однако к лету ситуация начала стабилизироваться. По словам Екатерины Забелиной, на сегодняшний день наблюдается постепенное наращивание объемов. При этом на рынке обозначилась совершенно противоположная тенденция: в мае текущего года аналитики зафиксировали снижение цен на автомобили на 1,4 %. "Безусловно, это не приведет к мощному росту рынка, однако указывает на положительные сдвиги", – отмечает банкир, напоминая, что ценовая коррекция во многом связана с падением курса доллара.

Автопроизводители и дилеры активно пытаются привлекать клиентов всевозможными скидками и акциями, что также стимулирует продажи и положительно влияет на отечественный рынок автокредитования. Рост ставок также замедлился.

Информацию подтверждают и опубликованные результаты ежеквартального исследования компании Profi Online Research "Мониторинг розничного рынка. Банки".

Обязательства погасить автокредит в течение пяти лет и более взяли на себя 41 % респондентов, имеющих кредиты на покупку авто. А за три года разделаться с кредитом планируют 29 % участников исследования. Из всех опрошенных только каждый десятый респондент готов рассчитаться со своим долгом в течение одного года.

Примечательно, что абсолютное большинство заемщиков, а именно 83 %, действительно берут кредит в рублях. 14 % респондентов рассчитываются с банком в долларах, и только 3 % – в евро. Причина такой любви россиян к национальной валюте банальна: большинство заемщиков получают зарплату в рублях. А валютный кредит предполагает денежные потери при конвертации, что особенно ощутимо в условиях финансовой нестабильности.

Отметим, что лишь один из десяти человек, обращающихся в банк за кредитом на покупку авто, оказался в состоянии внести первоначальный взнос в размере минимум 50 % от стоимости машины. Большинство же участников исследования отметили, что оплачивали лишь 10 %. А 17 % респондентов каким-то чудом удалось получить кредит без первоначального взноса.

Абсолютное большинство участников исследования отмечают, что, если они берут кредит, то только для того, чтобы купить новый автомобиль. К примеру, количество тех, кто приобретает подержанные авто на заемные в банке средства, оказалось меньше почти в четыре раза.

Такая же ситуация отмечается и с предпочтениями респондентов в отношении иностранных авто: 77 % против 23 %. В принятии решения, какое авто купить на кредитные деньги, у большинства россиян срабатывает старый стереотип – покупать надолго. Схема мышления здесь такова: "Уж если и брать в долг, то машина должна быть хорошей".

Как отмечает Екатерина Забелина, предпочтения покупателей в пользу автомобилей иностранных марок, стоимость которых перешагнула за 500 тысяч рублей, с одной стороны, связаны с подорожанием авто, а с другой – с увеличением доли покупателей, расценивающих покупку автомобиля как долгосрочную инвестицию и выбирающих более надежные модели.