5 мая 2009, 14:38

Выбор редакции

Нужно 100 тысяч голосов. На сайте РОИ стартовал сбор подписей против строительства храма на воде
Хотелки и обещалки: рейтинг самых дорогих вакансий и резюме Екатеринбурга
«Кто летит в Ленинград?» Тест 66.ru на знание главных новогодних фильмов

Депутатам предстоит оценить пенсионную реформу

Проект закона о замене ЕСН страховыми взносами внесен в Госдуму

Правительство вчера внесло в Госдуму законопроект о замене единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами (текст есть в распоряжении «Газеты»). В документе сохранены все ранее обсуждавшиеся параметры новой системы социальных платежей компаний: тарифы страховых взносов в 2010 году остаются на прежнем уровне - 26%, повышение до 34% произойдет с 2011 года. Порог для начисления взносов также не изменился: 415 тыс. рублей в год, после его преодоления взносы не уплачиваются.

Бизнес смог убедить правительство, что повышение фискальной нагрузки на 8% со следующего года может стать неподъемным. Государство согласилось пойти на некоторый компромисс: ЕСН заменяют взносами с 2010 года, а тарифы увеличиваются с 2011 года. Правительство согласилось и на введение переходного периода до 2014 года для тех компаний, которые имели льготы по ЕСН или вообще не платили этот налог, то есть для плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и единого сельхозналога, а также предприятий, работающие на упрощенном режиме налогообложения.

Впрочем, несмотря на эти послабления, фискальное давление на бизнес с 2011 года серьезно вырастет. Кроме того, даже идеолог изменений, Минздравсоцразвития, признает, что нынешнее повышение тарифов гарантирует поддержание пенсий на определенном уровне только до 2020-2023 годов, после чего может потребоваться очередное увеличение.

Кому компенсация

На последнем заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам премьер-министр Владимир Путин согласился с предложениями министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой о необходимости с 2011 года снизить налоговую нагрузку для предприятий, которые работают на основе упрощенной системы налогообложения и ЕНВД. Предложения Минздравсоцразвития поддерживает и Минэкономразвития. Чуть ранее президент Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть целесообразность принятия мер, компенсирующих указанное повышение финансовой нагрузки на налогоплательщиков в целом.

Между тем пока в «Основных направлениях налоговой политики на 2009-2012 годы», подготовленных ведомством Алексея Кудрина, компенсационных мер нет. Однако, по словам директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ильи Трунина, документ может быть откорректирован в процессе согласования с правительством и сверки с готовящимся бюджетным посланием президента.

Адвокатов забыли

Согласно законопроекту, в 2010 году плательщики ЕСН будут отчислять взносы по ставке 26% с зарплаты до 415 тыс. рублей: 20% в Пенсионный фонд России (ПФР), 2,9% в Фонд социального страхования (ФСС), 3,1% в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Для предприятий, которые ранее не платили ЕСН, на 2010 год также установлены особые условия.

Ставка взносов для плательщиков ЕНВД, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ), компаний на упрощенной системе налогообложения и организаций, где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, также останется на прежнем уровне: 14% в ПФР и 0% в остальные внебюджетные фонды. Для плательщиков единого сельхозналога ставка взносов в ПФР также сохранится - 10,3%, 0% в остальные фонды. Сельскохозяйственные производители, которые работают по общей системе налогообложения, будут платить взносы по ставке 20%, что равно их нынешней ставке ЕСН.

Для компаний на упрощенке и ЕНВД, а также постоянных плательщиков ЕСН переходный период заканчивается 1 января 2011 года. С этого момента они становятся плательщиками страховых взносов на общих основаниях и уплачивают их по ставке 34%. Для остальных компаний (резидентов технико-внедренческих ОЭЗ и плательщиков сельхозналога) переходный период продолжится. В 2011 и 2012 годах они будут платить взносы по ставке 20,2%, в 2013-м и 2014-м - по ставке 27,1%, а с 2015 года - по общей ставке 34%.

При этом правительство обошло вниманием адвокатов и нотариусов, а также компании, работающие в сфере информационных технологий. Представители этих видов бизнеса сейчас пользуются льготами по ЕСН. Для частных нотариусов и адвокатов, например, ставка налога на зарплату до 280 тыс. рублей составляла всего 8%, причем все они шли в бюджет, ФСС и ФОМС, а в ПФР адвокаты перечисляли фиксированный платеж, размер которого устанавливается правительством. Компании в области информтехнологий платили 26% только с зарплаты до 75 тыс. рублей, а дальше начинала действовать регрессия.

Чем государство могло бы компенсировать бизнесу повышение социальных платежей?

Андрей Макаров / зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Единая Россия»):

- Думаю, что компенсировать это ничем невозможно, и считаю, что подобное повышение нагрузки ничем не оправдано. А не оправдано оно по двум причинам: так как, во-первых, не решает главной задачи, ради чего все делается. То есть не решает проблемы Пенсионного фонда, которая связана не с налогами и выплатами, а с демографическими вопросами. Во-вторых, так как заметный рост фискальной нагрузки наносит серьезный удар по бизнесу, который является той самой курочкой, которая несет золотые яйца. Причем в налоговой системе, к сожалению, просто не существует налогов, которые могли бы этот удар компенсировать. Здесь оказалось бы недостаточным даже снижение НДС до 10%. Тем более что если нагрузка возрастает для всех, то НДС решает проблему лишь для некоторых.

На мой взгляд, решение пенсионного вопроса вообще не может происходить без участия гражданина. До тех пор пока человек не участвует в соответствующих платежах, он будет относиться к своим пенсионным накоплениям, строго говоря, как не к своим.

Евсей Гурвич / руководитель Экономической экспертной группы:

- Я бы начал с того, что повышение социальных платежей отразится не только на прибыли компаний, но и на зарплатах работников. Так что и компенсировать все это нужно как тем, так и другим. Если бизнесу - то улучшением деловой среды и инфраструктуры (думаю, что возможности снижать другие налоги в условиях кризиса и падения цен на нефть у нас нет). Если работникам - то, наверное, борьбой с инфляцией.

Евгений Надоршин / экономист ИБ «Траст»:

- Боюсь, что это повышение происходит не для того, чтобы его чем-то компенсировать. Вы же понимаете, что бюджет сталкивается с тем, что доходов оказывается недостаточно для выполнения того объема социальных обязательств, которые берет на себя государство. То есть если вы сейчас, грубо говоря, оплачиваете пенсии за счет нефти, то за счет чего будете делать это во время падения цен на нее? А тут как раз и появляется более стабильная база в виде доходов населения. И хотя понятно, что в настоящий момент они тоже могут являться производной от тех же самых цен на нефть, в будущем, учитывая имеющуюся стратегию, эта зависимость может сильно упасть. В результате очевидно, что если компенсации и будут, то они будут какими-то косвенными. Потому что на аналогичную увеличению социальной нагрузки величину сократиться иные доходы бюджета не могут. Это увеличение является просто платой за нашу демографическую структуру населения, за невозможность бюджета решить проблему по-иному и за неготовность к сильным шагам в отношении пенсионной реформы.

Сергей Борисов / президент «ОПОРЫ России»:

- Вообще, так или иначе вопрос возникал на форуме малого бизнеса, в котором участвовал Владимир Путин. И председатель правительства сказал, что сегодня кабинет министров пошел на целый ряд мер в части поддержки малого бизнеса, расширив, например, его возможности по упрощенной системе налогообложения. А это уже является определенной компенсацией тех потерь, которые малый бизнес понесет в будущем.

Так что единственное, что сейчас важно, - это посмотреть, насколько он будет справляться в нынешних условиях. Потому что и сегодняшняя нагрузка для малого бизнеса достаточно болезненна, особенно в ситуации отсутствия подпитки от банков. В итоге многое будет зависеть от того, как заработает банковская система и сколько малый бизнес сможет накопить сил после тех действий, которые сегодня осуществило правительство. А эти действия включают в себя не только вопросы «упрощенки», но и сокращение непроизводственных издержек. Если удастся все осуществить, то компенсационные меры, думаю, сыграют свою роль и, наверное, можно будет рассчитывать на то, что перегруппировка нагрузки на бизнес в пользу социальной составляющей не сильно ударит по малым предприятиям.