29 апреля 2009, 09:22

Выбор редакции

Глава Минстроя — о борьбе с пробками в Екатеринбурге: «Не нужно ждать денег от государства, будем строить метро сами»
Сотрудники уволены, кабинеты опечатаны. Федеральный департамент науки и технологий уничтожили за один день
«История про слона»: на итоги теста 66.ru об эффективности «Бионорда» Евгений Ройзман ответил аллегорией

Руководство АвтоВАЗа сняли с производства

АвтоВАЗ намерен уменьшить на треть состав правления, сократив сразу девять вице-президентов.

АвтоВАЗ намерен уменьшить на треть состав правления, сократив сразу девять вице-президентов. Это решение было принято сразу после того, как новым исполнительным вице-президентом завода назначили Игоря Комарова, которому "Ростехнологии" поручили контролировать финансовые потоки АвтоВАЗа. Однако сокращение может оказаться чисто формальным: по неофициальной информации, большинство уволенных получат новые должности на заводе.

О том, что в понедельник вечером совет директоров АвтоВАЗа одобрил сокращение сразу девяти вице-президентов завода, "Ъ" рассказал глава совета директоров завода, гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Фамилии тех, кто попадет под сокращение, он назвать отказался. Господин Чемезов отметил лишь, что на совете также было принято решение "о значительном сокращении доходной части топ-менеджеров", которые останутся работать на АвтоВАЗе. "Речь идет о сокращении должностных окладов на 20%, а также о полной отмене бонусов и всех премий: годовых, квартальных или разовых",— подчеркнул Сергей Чемезов. Он добавил, что теперь на АвтоВАЗе будет действовать новая система поощрений менеджмента, по которой вознаграждение будет высчитываться из так называемого коэффициента персональной активности. Формулу расчета вознаграждений Сергей Чемезов не уточнил.

Увольнение девяти вице-президентов означает сокращение управленческого штата АвтоВАЗа на треть. Сейчас в состав правления завода входят 27 человек.

Это президент Борис Алешин, два его первых зама в ранге исполнительных вице-президентов Игорь Комаров (вошел в состав правления в понедельник) и Ян Венсан (представитель владельца блокпакета АвтоВАЗа французского концерна Renault), а также 10 старших вице-президентов, 13 обыкновенных и секретарь правления.

Несколько вице-президентов АвтоВАЗа, попросивших об анонимности, а также источники среди акционеров завода сказали "Ъ", что пока "понятия не имеют о том, кого могут уволить", поясняя, что решение кадровых вопросов — это прерогатива исключительно Бориса Алешина. Сам он в разговоре с "Ъ" назвать имена отказался. Большинство собеседников "Ъ" допускают сокращение части обыкновенных вице-президентов, чьи полномочия сегодня иногда дублируют полномочия старших коллег.

Однако ни один из опрошенных "Ъ" источников не только "не ожидает кадровых чисток", но и не выразил беспокойства в связи с грядущей реформой управления. Собеседники "Ъ" поясняют, что "сегодняшние вице-президенты — это в основном либо вчерашние исполнительные директора АвтоВАЗа, либо советники" и, скорее всего, следует ожидать лишения этих людей статуса вице-президентов с переводом на прежние или другие должности. То, что часть сокращаемых управленцев будет переведена "на другие позиции", не исключил и сам господин Алешин, но подчеркнул, что "какие-то люди все равно будут уходить — эти вопросы решатся в течение месяца".

То, что о сокращении штата вице-президентов АвтоВАЗа было объявлено одновременно с появлением на заводе Игоря Комарова, не случайно. Нового заместителя господина Алешина называют креатурой заместителя главы "Ростехнологий", главы антикризисного комитета АвтоВАЗа Игоря Завьялова. Неофициально в "Ростехнологиях" давали понять, что основная задача Игоря Комарова — контроль на АвтоВАЗе за затратами и финансовыми потоками. До появления господина Комарова Борис Алешин неоднократно отмечал, что правление из 27 человек — "абсолютно нормальная управленческая надстройка, которая создана по принципу системы управления Renault". Он добавлял, что вице-президентов на заводе ровно столько, сколько и нужно для управления таким сложным производством, как АвтоВАЗ.

Если большинство вице-президентов действительно не уйдут, а будут переведены на другие должности, то структура управления АвтоВАЗом, по сути, не поменяется, и затраты в связи с этим снизятся незначительно, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Конечно, желание завода контролировать издержки, в том числе за счет сокращения штата, нельзя не приветствовать, но "вряд ли что-то глобально изменится", соглашается Михаил Лямин из Банка Москвы. Он напоминает, что АвтоВАЗ с конца 2008 года разрабатывает антикризисную программу, согласно которой планирует сократить 20 млрд руб. издержек (на заводе говорят, что программа утверждена в марте, но детали не раскрывают). Программа — более важная вещь, чем отставки нескольких вице-президентов, добавляет Михаил Лямин, но пока о ходе ее выполнения ничего не известно.