16 апреля 2009, 09:56

Выбор редакции

«Вы там не услышите ни слова правды»: Геннадий Зюганов выступил против Ельцин-центра
Евгений Куйвашев частично вернет мэрии Екатеринбурга контроль над стройками
Глава Минстроя — о борьбе с пробками в Екатеринбурге: «Не нужно ждать денег от государства, будем строить метро сами»

Налоговая реформа не должна оказаться под сукном

Вчера на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей помощник президента Аркадий Дворкович и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина вновь заявили о невозможности повышения налоговой нагрузки на бизнес.

Вчера на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей помощник президента Аркадий Дворкович и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина вновь заявили о невозможности повышения налоговой нагрузки на бизнес.

Ответ выступавшего следом министра финансов Алексея Кудрина был таким: "Мои коллеги сделали заявление на публику. Всегда приятно быть либералом". Обсуждать снижение, например, налога на добавленную стоимость Кудрин готов не раньше весны 2010 года.

Между тем в ходе налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей, состоявшейся в понедельник, представители бизнеса и власти сошлись на необходимости не откладывать поиск новой системы. Найти способы компенсировать повышение с 26 до 34% отчислений с бизнеса после замены с 2011 года единого соцналога на систему страховых взносов ранее обещал премьер Владимир Путин. Между тем старый спор Дворковича и Кудрина о размере ставки НДС для бизнеса уже далеко не актуален - по сравнению с проблемами администрирования этого налога, земельными налогами в регионах или размерами кредитных ставок.

Что противопоставить "тяжелой бюджетной артиллерии"

Налоговая тема красной линией прошла через все вчерашние выступления. Александр Шохин напомнил: РСПП договорился с Минэкономразвития о продолжении налоговой реформы. Речь идет об ускоренном возмещении НДС, повышении амортизационной премии, снижении налогов для малого бизнеса. Однако будут ли реализованы эти меры, Шохин не уверен: "Когда в дело вступит "тяжелая бюджетная артиллерия" в лице Минфина, не хотелось бы, чтобы эти договоренности оказались под сукном". Прецеденты, когда часть согласованных решений, по словам Шохина, была принята "в половинчатом размере или просто не реализована", имеются.

За дальнейшее совершенствование налогового администрирования и неповышение (а лучше - снижение) фискальной нагрузки выступил и помощник президента Аркадий Дворкович. Свою позицию он обосновал следующим образом: "Мы не должны допускать увеличения финансовой нагрузки на российский бизнес с 2011 года. Не только потому, что 2011 год будет непростым, но и потому, что мы имеем шанс в посткризисный период получить выгоду от роста конкурентоспособности российских компаний. Увеличив фискальную нагрузку на бизнес, мы можем эту выгоду потерять, а значит, потерять шанс на то, чтобы выиграть определенные ниши на глобальных рынках".

Таким образом, неповышение налоговой нагрузки на бизнес, по мнению Дворковича, - задача стратегическая, от которой зависит конкурентоспособность российских компаний.

Конкурентоспособность, правда, не предприятий, а экономики в целом, подчеркивала и Эльвира Набиуллина: "Мы должны помнить, что, когда начнется выход из кризиса, страны начнут соревноваться по многим параметрам повышения своей национальной конкурентоспособности, и налоговая система, нагрузка будет одним из факторов, чтобы создать более привлекательную систему у себя в стране для привлечения капитала".

Кто в ответе за пенсию

Международная эволюция обеспечения деньгами пенсионной системы и системы социальных выплат развивалась от подхода, когда государство в одиночку оперировало налогами, размазывая их по усредненному принципу. Такая уравниловка не учитывала интересы граждан, которые стремились в трудоспособном возрасте обеспечить себе будущие социальные гарантии.

Другая крайность - американский пример, когда регулирование вопросов социальных отчислений было практически полностью возложено на сами корпорации.

В результате развитие в мировой практике получают комбинированные системы, когда социальные отчисления осуществляет и работодатель, и работник участвует в формировании своей будущей пенсии (причем вовсе не обязательно на добровольной основе) через отчисления в фонды. Наконец, задействовано в процессе государство. Такая система снижает нагрузку на работодателей, а людям дает возможность выбора. Однако подходы к пенсионной реформе в России этот опыт в полной мере не учитывают.

В Минэкономразвития предложения о снижении с 2011 года отдельных налогов ради компенсации увеличения взносов с работодателей до 34% обещают подготовить к лету. При этом в МЭРТе, в отличие от Минфина, не считают, что состоявшееся снижение налога на прибыль с 2009 года и повышение амортизационных премий можно считать компенсацией бизнесу за фактическое повышение соцналога, что констатируют и предприниматели в условиях падения деловой активности и, как следствие, снижения прибыли.

Яркие трибуны

Возможно, среди налоговых инициатив Минэкономразвития окажется и идея замены НДС на налог с продаж. Во всяком случае, Аркадий Дворкович вновь напомнил, что такую рокировку одобряет.

"Замена НДС на налог с продаж со ставкой не выше 10% принесла бы результат и с точки зрения легализации тех сфер деятельности, которые еще остались в серой зоне, и с точки зрения налоговых доходов в бюджет. Разговоры о том, что НДС является контрциклическим, оказались необоснованными. Он падает точно так же, как и любые другие налоги в условиях такого кризиса, который мы сегодня наблюдаем", - заявил Дворкович.

Выступавшие на форуме Алексей Кудрин и глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов к предложениям снизить налоговую нагрузку остались равнодушны.

Доводы главы Минфина известны. Они сводятся к необходимости выполнения государством взятых на себя бюджетных обязанностей. Это социальная поддержка населения, гособоронзаказ, развитие образования и здравоохранения, модернизация инфраструктуры.

В условиях сокращения нефтегазовых доходов бюджета в Минфине не видят возможности снижать какие-либо налоги, чтобы компенсировать бизнесу повышение страховых взносов.

Свою позицию относительно 2011 года Алексей Кудрин, видимо, уже не раз излагал Аркадию Дворковичу и Эльвире Набиуллиной. Публичные заявления Дворковича и Набиуллиной о необходимости снижения НДС глава Минфина воспринял как вызов.

"Я думаю, что это были заявления на публику. Такие непросчитанные решения (о снижении налогов. - "Газета") могут нарушить сбалансированность в экономике.

А если одним решением эта сбалансированность нарушается, то это удар в виде высоких ставок кредитов, рисков девальвации", - предупредил Кудрин.

Начальника поддержал и Михаил Мокрецов. По его словам, фискальные власти и так идут навстречу бизнесу, сократив число выездных проверок с 202 тыс. до 88 тыс. в год. "С учетом более 4 млн зарегистрированных юридических лиц это означает, что проверки затронули всего 3--4% компаний", - гордо заявил Мокрецов.

Более того, глава ФНС по-прежнему считает актуальной предложенную им недавно идею о налоге 0,5% на финансовые операции юридических лиц. Впрочем, глава ФНС напоминает, что его ведомство не имеет права законодательной инициативы, а следовательно, настоять на появлении нового налога не может.

"Это всего лишь наше предложение. Мы действовали по поручению премьера, который велел нам проработать вопрос об увеличении собираемости налогов", - объяснил Мокрецов. Напомним, Минфин не поддержал предложение ФНС.

Кредитам приказано дешеветь

Вчерашняя жаркая дискуссия о налогах будет продолжена в рамках обсуждения основных направлений налоговой политики на 2010--2012 годы. Минфин обещает внести документ в правительство к концу апреля. Кроме того, налогам будет посвящена значительная часть бюджетного послания президента, которое Кремль опубликует в мае - июне.

Хотя Кудрин разошелся с Дворковичем и Набиуллиной в налоговом вопросе, однако по остальным проблемам, которые обсуждались вчера на форуме, они пришли к консенсусу. В первую очередь это касается снижения ставок по кредитам.

По мнению министров и помощника президента, исключительно снижением ставки рефинансирования проблему дешевых и длинных кредитов не решишь. "Банки страхуются от невозвратов, поэтому в ставках заложены высокие риски. Соответственно, первостепенная задача - снижать эти риски в целом по экономике", - заявила Набиуллина.

Согласие есть и по другой важной для бизнеса проблеме - замедления роста тарифов естественных монополий. Напомним, в 2009 году тарифы будут расти медленнее, чем планировалось ранее. "Есть поручение президента рассмотреть возможность корректировки тарифов и на 2010 год", - говорил недавно Дворкович.

Вчера Набиуллина признала, что полностью отказаться от роста тарифов не получится. "Но мы будем требовать от естественных монополий повышения эффективности их расходов. Это подробнейший анализ не только инвестпрограмм, но и внимательное отношение ко всем издержкам естественных монополий", - заявила глава Минэкономразвития.

Между тем недавний отчет такого монополиста, как ОАО "Российские железные дороги", показал: после повышения тарифов на железнодорожные перевозки РЖД отчиталось убытками, то есть получивший дополнительную нагрузку бизнес фактически профинансировал эти убытки, а вовсе не инвестиционную программу РЖД. Едва ли какое-то принципиальное отличие будет наблюдаться и в случае с другими монополиями, например, "Газпромом" или в электроэнергетике.

КАК ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС МОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ДОВЕРИЯ В ЭКОНОМИКЕ?

АНДРЕЙ МАКАРОВ, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Единая Россия") Во-первых, государству сегодня нужно перестать делать безответственные заявления и пугать, что будет еще хуже. Государство должно держать слово, которое дает, а этого, к сожалению, очень часто не происходит. И оно должно перестать смотреть на бизнес как на дойную корову, с которой можно не считаться. И вообще, государство и бизнес должны начать смотреть друг на друга как на партнеров. Пока же и та, и другая сторона рассматривают друг друга как врага. А что касается бизнеса, то доверие к нему не может появиться просто так, само по себе, для этого нужно время.

С другой стороны, к сожалению, очень много случаев, когда бизнес действительно ведет себя как минимум некорректно. Это связано и с приватизацией, и, конечно, с тем, что у нас бедное население.

Следовательно, у бизнеса должно быть честное отношение к тем людям, которые на него и работают. И делать это надо всегда, а не в один день, и тогда бизнесу поверят. Вот и получается: когда мы говорим о доверии к экономике, мы говорим о доверии между государством и бизнесом. То есть это проблема взаимоотношений друг с другом. Когда мы говорим о доверии к бизнесу, то связываем это с отношением к нему большинства населения страны. А вот отношение государства к бизнесу связано с вопросом поведения самого государства. Те шаги, которые предпринимают обе стороны, очень часто не направлены на укрепление доверия друг к другу.

АНДРЕЙ ТИХОНОВСКИЙ, заместитель председателя комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП Только путем взаимного диалога. Его механизмом как раз и является то, что сегодня происходят такие совещания площадок бизнеса и государства. Всегда полезно, когда происходит открытый диалог. Сегодня очень конструктивно обсуждались вопросы, связанные с налоговым стимулированием экономики в условиях кризиса, а те инициативы, с которыми выходил РСПП, уже были поддержаны Минэкономразвития.

АНАТОЛИЙ АКСАКОВ, член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь"), президент Ассоциации региональных банков Когда и государство, и бизнес будут говорить и делать. Например, государство сказало, что выделяет 30 млрд рублей на поддержку бизнеса. Так и пусть выделяет. Однако об этом говорят уже полгода, но никто этих денег не видит. Уже появилась шутка: мы малому бизнесу и так много обещаем, а они хотят еще больше. Как бы там ни было, но доверие всегда будет именно в делах, когда все будет честно и прозрачно. Но пусть и бизнес честно говорит, что не будет кредитовать неэффективные предприятия.

СЕРГЕЙ БОРИСОВ, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Прежде всего мы должны прийти к презумпции невиновности и честности предпринимателей. Если это будет приоритетом и в каждом предпринимателе не будут видеть преступника, то мы сможем сесть в одну лодку и направить наши усилия в одном направлении. А сейчас бизнес тянет в одну сторону, а большая часть чиновников - в другую. Если вектор созидания будет направлен в одну сторону, то доверие автоматически вернется и будет работать на экономику. Любой диалог между государством и бизнесом - это очередной шаг к пониманию. Если мнение прогрессивных чиновников совпадает с мнением бизнеса и они вместе хотят что-то сделать, это является только позитивной тенденцией. Но и бизнес должен понять, что скучно и бесперспективно все время что-то клянчить в налоговой сфере. Нам много раз было заявлено: ребята, говорите сколько угодно, но мы все равно будем делать по-своему. Бизнесу нужно предлагать интересные экономические модели, связанные с сокращением и оптимизацией госуправления и реструктуризацией нашей экономики с точки зрения импортозамещения и инноваций. Мы не должны мусолить слово «инновации», а вместе с государством сделать это серьезнейшим инструментом.