Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Доля просроченных от всех кредитов составляет уже не официальные 3,3%, а около 10%

9 апреля 2009, 09:02
Новости партнеров
Противостоять такому росту просрочки можно только резким увеличением капитала, а возможностей для этого нет даже у крупнейших игроков.

Доля просроченных от всех кредитов, выданных российскими банками, составляет уже не официальные 3,3%, а около 10% и может вырасти до 30%, считают в Сбербанке. Противостоять такому росту просрочки можно только резким увеличением капитала, а возможностей для этого нет даже у крупнейших игроков. В худшем случае докапитализация на триллионы рублей потребуется практически всем банкам из топ-30. Такой объем поддержки банков государству не по силам.

Пессимистичный сценарий развития кризисной ситуации на российском банковском рынке глава Сбербанка Герман Греф огласил в рамках вчерашнего доклада в Высшей школе экономики. Основную проблему он видит в резком ухудшении качества кредитных портфелей банков. Как указано в представленной им вчера презентации, "консенсусная величина потенциального размера плохих кредитов — примерно 10% кредитного портфеля" (по официальной статистике ЦБ — 3,3%). При этом "точной оценкой проблемы, вероятно, не обладает никто", и "представляется, что реальный объем проблемных активов может оказаться существенно выше, чем 10%".

Причина в том, что в российской отчетности в качестве просрочки отражаются только неполученные платежи по кредитам, в то время как риск невозврата распространяется на всю ссуду целиком. Кроме того, по статистике, уровень проблемных кредитов достигает во время финансовых кризисов в среднем 34%, а в России во время кризиса 1998 года составил 40%, привел Герман Греф данные Международного валютного фонда.

При этом даже официальная статистика по банковскому сектору оказывается существенно приукрашенной из-за учета в ней результатов Сбербанка. По подсчетам "Ъ", на 1 марта 2009 года официальная просрочка Сбербанка по кредитам компаниям и гражданам, показанная в российской отчетности, составила 118,4 млрд руб., или 2,17% портфеля указанных ссуд. Резервы на эту же дату — 290 млрд руб., или 5,3% кредитного портфеля. Коэффициент покрытия резервами просрочки на 1 марта у Сбербанка был равен 2,5. Без учета Сбербанка официальный уровень просрочки составил на начало марта уже 3,9%, или 476,9 млрд руб. в абсолютном выражении. При этом резервы на 1 марта в банковской системе без учета Сбербанка достигли 725 млрд руб., или 5,9% кредитного портфеля гражданам и компаниям. А коэффициент покрытия резервами просроченной задолженности — 1,5, то есть в полтора раза ниже, чем у Сбербанка. При этом еще на 1 февраля этот показатель составлял 1,8. Если так пойдет и дальше, резервы перестанут покрывать официальную просрочку уже в течение ближайших двух месяцев.

При этом даже из официальной статистики видно, что темпы прироста резервов у банков несопоставимы с темпами прироста просрочки. Только за февраль банки (без учета Сбербанка) увеличили объем просроченных долгов в своих портфелях на 21%. Прирост резервов составил всего 6,7%. Сам Сбербанк по темпам резервирования тоже не успевает за ростом просрочки, но демонстрирует меньший разрыв: резервы за февраль выросли на 4,9%, просрочка — на 10,8%.

Поскольку резерв — это расход, уменьшающий прибыль (а в случае признания убытков и капитал), позволить себе резервирование, адекватное кредитным рискам, может все меньше и меньше банков. В противном случае они перестанут соответствовать требованиям регулятора по достаточности капитала. Если просрочка достигнет уровня в 30%, подсчитали в Сбербанке, в докапитализации на общую сумму 2,17 трлн руб. будут нуждаться 29 из 30 крупнейших банков. Если считать, что названная Германом Грефом текущая просрочка в 10% соответствует действительности, то в докапитализации на 170 млрд руб. уже нуждаются 22 банка из топ-30.

Однако выделять средства в капитал частных банков государство до сих пор было готово лишь при равноценном участии их собственников, которые за редким исключением не располагают необходимыми средствами. Другой способ решения проблемы — через создание "банка плохих активов" — также пока не нашел отклика у финансовых властей. А в минувшую пятницу глава ЦБ Сергей Игнатьев и вовсе заявил, что проблема плохих долгов еще "не вызрела". "Я полагаю, что у государства просто нет денег на докапитализацию банков в таких масштабах,— говорит замгендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова.— Деньги нужны на покрытие дефицита бюджета, при этом не исключено, что резервного фонда может не хватить и на эти цели и придется запускать печатный станок или повторно девальвировать рубль". Предправления банка МФК Александр Попов считает, что выходом из ситуации мог бы стать мораторий на время кризиса на применение к банкам санкций за несоответствие требованиям ЦБ к достаточности капитала и для участия в системе страхования вкладов. По мнению госпожи Борзовой, на изменение правового поля государство вряд ли пойдет из-за рисков массовых злоупотреблений банков. Возникающие у банков проблемы с капиталом государство предпочтет решать точечно — путем передачи проблемных системных банков под контроль более устойчивых госструктур, при этом, скорее всего, небанковских, считает она.