Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Второе пришествие» Сбербанка изменит рынок кредитования

4 октября 2010, 16:24
Новости партнеров
В октябре госбанк собирается второй раз за свою историю выйти на рынок экспресс-кредитования.

Сообщение о намерении Сбербанка кредитовать по-быстрому потрясло банковский рынок еще в сентябре. Тогда из неофициальных источников стало известно, что в октябре госбнк в пилотном режиме начнет выдавать экспресс-кредиты в Москве и на Северо-Западе.

Предполагалось, что госбанк пойдет на беспрецедентный для него шаг: начнет выдавать кредиты за час, по двум документам, без залогов и поручителей. Официального подтверждения информация пока не получила, да и новых продуктов Сбер пока не выводил. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Эксперты уверены, что появление экспресс-кредитов в продуктовой линейке госбанков — лишь вопрос времени. А вот удастся ли им отвоевать лакомый кусок рынка — об этом можно поспорить.

Денис Власов, директор по прямым продажам и маркетингу Банк Хоум Кредит:
— Не думаю, что госбанки моментально станут лидерами на рынке экспресс-кредитования. Не случайно же в Сбербанке и ВТБ24 говорят о возможности приобретения сильного розничного игрока. Это говорит о том, что представители госбанков понимают, что потребкредитование — это особый бизнес. И с точки зрения взыскания, и выдачи кредитов, здесь совершенно иные риски, чем те, к которым привык тот же Сбербанк.

Впрочем, наряду с теми экспертами, кто не верит в быстрый успех Сбера на поприще быстрых кредитов, есть и те, кто пророчит госбанку большое будущее. Единственная проблема — кадры.

Андрей Кузнецов, генеральный директор медиа-холдинга Опора-кредит:
— Думаю, у Сбербанка есть все шансы занять лидирующую долю в сегменте экспресс-кредитования, учитывая их сеть и внимание к ИТ-технологиям. Справиться нужно только с кадрами, уж очень много нареканий на их взаимодействие с клиентами, особенно в регионах.

Конечно ожидать, что новый продукт значительно увеличит размер кредитного портфеля госбанка не стоит, однако он может дать позитивный эффект по доходам, считают банкиры. Только вот для этого Сбербанку придется «выйти в народ» — вывести свои точки продаж в торговые сети.

Сергей Кульпин, управляющий Уральским филиалом ВТБ24:
— Сбербанк делает разумный шаг, экспериментируя с новым клиентским сегментом, проверяя новые кредитные процедуры, создавая новые кредитные продукты. Однако, запуская подобный продукт в собственной сети, можно не получить ожидаемого спроса. Ведь кредиты на приобретение бытовой техники и других товаров длительного пользования зачастую предполагают большую эмоциональную составляющую, поэтому лидеры POS-кредитования и выносят свои точки продаж в торговые сети.

Для того, чтобы отвоевать долю рынка, у Сбербанка есть весомый аргумент — возможность установить более низкие ставки, чем среднерыночные.

Елена Махота, член правления, вице-президент Промсвязьбанка:
— Выход на рынок экспресс-кредитования такого крупного игрока как Сбербанк будет чувствителен для банков, занимающихся данным видом кредитования. Очевидно, что невысокая стоимость ресурсов Сбербанка даст ему возможность установить ставки по таким кредитам ниже, чем существующие на данный момент у других банков и потеснить основных игроков рынка экспресс-кредитования: ХКФ Банк, ОТП-банк, «Русский стандарт», Альфа-банк и так далее.

Для Сбербанка быстрые деньги — не в новинку, напоминает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования. А потому «второе пришествие» Сбербанка может быть гораздо более удачным.

Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования:
— Первая попытка выхода Сбербанка на рынок экспресс-кредита предпринималась еще при Андрее Казьмине, прежнем руководителе банка. Однако «первый блин комом», и Сбербанк, обжегшись на больших невозвратах, несколько лет воздерживался от этой практики... «Второе пришествие» Сбербанка на рынок экспресс-кредита, безусловно, приведет к снижению ставок. Кроме того, Сбербанк декларирует отказ от комиссий по розничным кредитам, а эти комиссии вносят существенный вклад в эффективную ставку у банков — лидеров экспресс-кредита.

По мнению эксперта, у госбанка есть четыре ключевых преимущества, которые помогут занять львиную долю рынка экспресс-кредитования: разветвленная сеть, самая большая клиентская база в России, доступ к относительно дешевым пассивам и, наконец, самый известный банковский бренд в России.

«Однако ждать выхода Сбербанка на рынок экспресс-кредита в ближайшие месяцы не стоит. Пилотный проект будет запущен не ранее середины 2011 года», — прогнозирует Максим Осадчий.