Финансовый кризис не только затормозил кредитование, но и ударил по числу выпущенных пластиковых карт и объемам операций по ним. Из-за сокращения персонала, закрытия предприятий число выпущенных банками карт в прошлом году сократилось почти в три раза по сравнению с 2008 годом. Чтобы выйти в прибыль, банки стали ориентироваться на привилегированных клиентов.
За 2009 год число пластиковых карт, выпущенных российскими банками, увеличилось всего на 5,7%, до 126 млн штук, в то время как в
В 2009 году наибольшую долю занимали дебетовые карты (91,6%, 115,4 млн штук), что объясняется широкой реализацией «зарплатных» проектов. Доля кредитных карт составила лишь 6,8%, или 8,6 млн карт.
Самые массовые эмиссии пластиковых карт, по признанию банкиров, приходятся на «зарплатные» проекты и кредитные карты, а не на розничные продажи отдельным клиентам. В 2007 и 2008 годах в этом направлении работали очень многие банки. Однако за счет сокращений числа предприятий и компаний в прошлом году, а также их сотрудников число карт, эмитируемых в рамках «зарплатных» проектов, также снижалось.
Вместе с сокращением выпусков карт замедлились и темпы прироста числа операций по ним и объемов транзакций. В 2009 году по пластиковым картам было совершено 2,5 трлн операций — всего на 17,2% больше, чем в 2008 году (2,1 трлн операций). В предыдущие годы число операций непрерывно росло. Так, в позапрошлом году прирост составил 29,5%, в
Объем средств по операциям с пластиковыми картами в прошлом году достиг 10 трлн руб., но в 2009 году его прирост составил всего 7,3%, в то время как в позапрошлом — 43,5%. В предыдущие годы (2007, 2006 и 2005) прирост составлял — 47,4, 48,4 и 43% соответственно. «В 2009 году граждане больше сберегали, чем тратили заработанные средства», — говорит руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко.
Кризис заставил банки переориентироваться с массовых клиентов, часть которых начала испытывать трудности с работой и зарплатой, на индивидуальных. Как отмечается в обзоре Банка России, в 2009 году российские банки в большей степени стали ориентироваться на обслуживание VIP-клиентов и развивать программы премиальных категорий карт.