Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто будет регулировать тарифы «большой тройки»?

28 июня 2010, 13:12
Новости партнеров
ФАС России против госконтроля за сотовыми операторами. Так кто же будет контролировать российский рынок связи?

В конце прошлой недели антимонопольная служба не согласовала изменения в закон «О связи». Минкомсвязи и депутаты госдумы планировали уточнить определения понятия «оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования». Однако антимонопольщики выступили против.

По мнению ФАС России, предлагаемые изменения необоснованно расширяют круг операторов связи, чья деятельность подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности, на сотовых операторов.

Пресс-служба ФАС России:
— Применение методов ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, может привести к стимулированию роста издержек предприятий, что повлечет за собой негативные последствия для потребителей, а также к созданию дополнительных необоснованных административных барьеров входа на телекоммуникационный рынок.

Стоит отметить, что это не первая попытка через внесение изменений в Федеральный закон «О связи» распространить государственное регулирование на лидеров телекоммуникаций. Ранее ФАС России неоднократно давала отрицательные заключения на аналогичные законопроекты.

Еще в 2001 году ФАС при обсуждении новой редакции Федерального закона «О связи» предлагала при определения операторов связи, подлежащих государственному регулированию, «исходить не из технических критериев, а оперировать более развитой концепцией доминирования, что в гораздо большей степени соответствует мировому опыту».

В Минкомсвязи исходят из того, что сотовые операторы сегодня фактически контролируют инфраструктуру. Однако тарифы «Связьинвеста», который занимает существенное положение в сети, регулируются государством, а тарифы сотовых операторов — МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», которые находятся в аналогичной ситуации, — нет. По мнению авторов законопроекта, необходимо выработать единый свод правил для всех владельцев сетей, вне зависимости от специфики их работы.

Операторы о решении ФАС узнали с искренним удовлетворением. По мнению «большой тройки», здоровая конкуренция на рынке телекоммуникаций решает все вопросы лучше, чем какой бы то ни было законопроект.

Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал:
— Мы с удовлетворением узнали, что регулятор, отвечающий за соблюдение конкуренции на российском рынке вынес подобное решение, потому что именно мобильная связь является на сегодня самой конкурентной отраслью в РФ в существенной мере благодаря действующему уровню регулирования. Сейчас на российском рынке мобильной связи основным инструментом регулирования является конкуренция, уровень которой в России на текущий момент чрезвычайно высок. В существующих условиях введение государственного регулирования тарифов представляется малоэффективным, поскольку этот инструмент работает лишь в условиях, когда конкуренция на рынке минимальна или отсутствует.

Позиция операторов «большой тройки» не изменилась с тех пор, как Правительство РФ дало отрицательное заключение по данному вопросу.

Людмила Протасова, директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «МегаФон»:
— Наша позиция не изменилась с тех пор, как Правительство РФ дало отрицательное заключение по данному вопросу Мы считаем нецелесообразным вносить подобные поправки в закон «О связи». Высокая конкуренция на рынке мобильной связи России обеспечивает низкий, по сравнению с другими странами, уровень цен на услуги. Отрасль телекоммуникаций динамично развивается, эффективно внедряются инновации, что стало возможно ввиду отсутствия государственного регулирования.

Кроме того, операторы уверены, что существующее антимонопольное законодательство позволяет эффективно регулировать рынок связи.

Светлана Костромина, старший менеджер по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» в Уральском регионе:
— На наш взгляд, понятия «доминирующий оператор», которое активно используется в антимонопольном законодательстве, вполне достаточно, понятие же «существенный оператор» не совсем применимо к операторам подвижной связи. Сейчас вообще наблюдается тенденция отказа от этого понятия в телеком практике. В ВымпелКоме считают существующие цены на межоператорские услуги оптимальными. Любые колебания цен, в том числе из-за вмешательства государства, могут негативно отразиться на долгосрочных инвестиционных программах. Мы считаем, что конструктивный диалог законодательного и регулирующих органов будет способствовать принятию оптимального решения, работающего на формирование последовательной и прозрачной регуляторики в Телекоммуникациях — отрасли, которая является мощным стимулом для повышения инвестиционной активности в России.


Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru