4 июня 2010, 09:13

Выбор редакции

Славяне «Оленьих ручьев»: «Церковь должна оставить в покое и нас, и святилище Перуна»
Секспросвет. Как эпидемия ВИЧ возвращает половое воспитание в школы и детские дома Екатеринбурга
«Здание нужно было списать». Рухнувшую на ЗИКе крышу ремонтировали ради отмыва денег

Особенности уральского лета 2010

Туроператоры декларируют неминуемый рост туристической отрасли, а данные статистики свидетельствуют о том, что доходы россиян практически не растут. Желание отдохнуть и нехватка денег — что победит в туристическом сезоне 2010?

Туроператоры еще с января начали говорить об оживлении рынка и прогнозировать рост отрасли на 20%, а то и на 40%. Однако по данным Росстата доходы россиян практически не растут, а по результатам опроса ВЦИОМ большинство россиян, хоть и мечтает отдохнуть за границей, этим летом останется дома из-за нехватки денег. Оправдаются ли прогнозы — портал 66.ru выяснял, исследуя мнение горожан и анализируя прогнозы турфирм.

Оправдаются ли прогнозы?

Планы профессионального туристического сообщества Екатеринбурга весьма оптимистичны. Так, по подсчетам Уральской ассоциации туризма, летом из Екатеринбурга еженедельно будут улетать 11 220 человек. Судя по озвученным планам турагентств, в Турцию из столицы Урала будут летать 34 рейса в неделю, в Испанию и Болгарию — 4-5 рейсов. В Грецию самолеты из Екатеринбурга еженедельно должны увозить по 990 человек, в Египет — по тысяче человек, в Черногорию, Хорватию, Италию и на Кипр — 550 человек в неделю, в Таиланд — 220 в неделю.

Самым популярным направлением по-прежнему остается «берег турецкий». В Турцию должно улететь 90 тысяч человек регулярными рейсами, а по чартерным направлениям за три месяца — 179 520 человек.

«Мой прогноз по массовым направлениям — рост 15-18%. Прогнозы коллег по цеху варьируются от 25% до 40%. Но понять, кто прав, мы сможем только осенью», — говорит вице-президент УАТ.

Станислав Коробченко, директор представительства «Пегас-Тур» в Екатеринбурге:
— Тенденция к росту есть. И связана она как с тем, что стабилизируется экономика, так и с тем, что увеличиваются объемы авиапервозок из Екатеринбурга. Летом традиционно популярны Турция и Египет. Сейчас растет количество туристов на европейские направления. Даже тревожные сообщения СМИ о протестах в Греции и автокатастрофе в Турции не сильно корректируют спрос. Память у нашего туриста короткая: все негативные события быстро забываются. К тому же, русские туристы вообще бесстрашны: даже в разгар военных действий в Таиланде отсюда всё равно улетали полные самолеты. Конечно, большую роль сыграло и то, что туроператоры играли ценой, стоимость тура опускалась до $50.

Прогнозы уральских турфирм подтверждает статистика. Так, по данным Исследования 66.ru, этим летом в отпуск планируют пойти четверо из десяти екатеринбуржцев (39%). Еще четверть (24%) намерены отдохнуть осенью, 16% — когда позволит работодатель. И только пятая часть опрошенных (21%) в ближайшие несколько месяцев в отпуск не собираются.

Уральцы будут отдыхать в Турции, Египте и Греции

40% респондентов хотят совершить заграничную поездку. Самые распространенные туристическими направлениями среди екатеринбуржцев — Турция (24%), Египет (19%) и Западная Европа (16%).

Сергей Бузько, вице-президент Уральской ассоциации туризма:
— На Урале совершенно специфическое восприятие отдыха. Нас сложно сравнивать с Ростовом-на-Дону, где течет Дон, который впадает в Азовское море, нас сложно сравнивать с Новосибирском, где рядом Китай, и тем более — с Владивостоком, где рядом Япония и свой Тихий океан. Рядом с нами нет моря, а потому у уральцев очень трепетное отношение к морскому бризу — он всегда нас притягивает. Даже в спектре предложений всегда превалируют морские курорты.

По словам Бузько, в целом, тенденции спроса не отличаются ни от сезона 2009, ни от сезона 2008 года. Основным направлением будет Турция. Теперь в Екатеринбурге легче стало получить визы в Грецию, Италию и Испанию, потому что открылись визовые центры. Это спровоцировало самый настоящий «европейский бум». Одним из растущих направлений будет Греция, в первую очередь, островная. Не пугают наших туристов даже забастовки греческих бюджетников.

Станислав Коробченко, директор представительства «Пегас-Тур» в Екатеринбурге:
— С нынешней ситуацией в Греции ситуация двоякая: с одной стороны, беспорядки сосредоточены в Афинах, а отдыхают наши соотечественники преимущественно на греческих островах. Плюс ко всему, отельеры сделали очень хорошее предложение, и стоимость путевок в Грецию несколько снизилась.

Туризм — зеркало экономики

Представители профессионального туристического сообщества говорят о том, что на увеличение спроса повлияло несколько важных экономических факторов.

Сергей Бузько, вице-президент Уральской ассоциации туризма:
— То, что поток растет, видно невооруженным глазом. И причин этому нескольку. Во-первых, целый букет привлекательных предложений. Во-вторых, более-менее стабильная валютно-рублевая обстановка. В-третьих, приход новых авиакомпаний в аэропорт «Кольцово» и реальное наличие конкуренции по цене на авиаперевозки. Наконец, реальная борьба самих стран за благодарного русского туриста, как хорошего плательщика и экскурсионщика. Плюс, значительный стимул к поездке заграницу — отсутствие стимула к внутреннему тризму. Такое ощущение, что люди не понимают, что нужно что-то делать с ценами на российский туризм, на санаторно-курортный отдых, на турбазы, на традиционный черноморский отдых. Не нужно быть профессиональным маркетологом, чтобы понять, что сегодня зарубежная поездка зачастую обойдется дешевле отдыха в России.

Уроки кризиса

Стоит отметить, что большая часть уральцев собирается потратить на отпуск либо столько же, либо даже больше, чем в прошлом году. Примечательно, что тенденция к увеличению расходов на отдых (или, по крайней мере, сохранению их на прежнем уровне) характерна для респондентов всех уровней материальной обеспеченности. «Средняя стоимость тура в феврале 2010 года доходила до $900-1000. Сейчас она приближается к $1500», — говорят в «Пегас-Тур».

Более половины участников опроса предпочитают планировать отпуск заблаговременно, более чем за месяц до поездки. А вот «горящих» предложений и скидок ждут лишь 8% опрошенных.

Станислав Коробченко, директор представительства «Пегас-Тур» в Екатеринбурге:
— Потребительский экстремизм был всегда. В первую очередь, он обусловлен демпингом со стороны непрофессиональных участников рынка. Несколько лет назад было отменено лицензирование туристской деятельности, появилось очень много непрофессиональных игроков на этом рынке. Как правило, им привлечь покупателя нечем, кроме большого дисконта.

Прошлый кризисный год приучил наших туристов к большим скидкам. Теперь «суперскидки» воспринимаются как должное.

Сергей Бузько, вице-президент Уральской ассоциации туризма:
— Народ у нас прагматичный — он был избалован скидками 2009 года, и думает, что так и будет продолжаться. Почему-то у нас никто не старается торговаться за булку хлеба или за шнурки в магазине, но почти каждый считает правилом хорошего тона прижимать руки к горлу сотрудника турбюро и требовать скидку.

И все-таки турфирмы советуют не обольщаться на низкие цены и призывают включить логику и разум.

Сергей Бузько, вице-президент Уральской ассоциации туризма:
— Мой вам совет: покупая корову, не забудьте проверить — включен ли хвост в цену? Соблазняясь на очень низкую цену туристического спецпредложения, разберитесь — из чего состоит такая низкая цена? Тогда вам не будет так мучительно больно от разочарования. Если вы хотите иметь синицу в руках (читайте — гарантированно хороший отдых) — лучше решить всё заранее, пусть и заплатив чуть больше. А журавля в небе можно так и не поймать, или же, поймав, обнаружить, что это вовсе и не журавль.


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru