Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Фролов вместе с интернет-сообществом

20 мая 2010, 10:59
Новости партнеров
Основатель «Северной казны» и нового кибер-банка рассказывает об амбициозных планах завоевания рынка.

Впервые о создании нового расчётного интернет-банка Фролов заявил еще летом 2009-го. Новый проект — Инбанк, должен был заработать осенью прошлого года, но дату открытия перенесли. Неделю назад, 11 мая, банк, после 4-х месяцев тестирования, начал работу в онлайн режиме.

Официальное открытие Инбанка прошло скромно: на внутреннем форуме банка Владимир Фролов разместил новость о начале обслуживания. Он не комментирует конкурентов и избегает всяческих аналогий с «Северной казной». При этом Фролов заявляет, что на этот раз создал лучший в мире интернет-банк.

В интервью для 66.ru банкир рассказал почему решил работать через интернет.

Лучший в мире банк

— В недавнем интервью Вы назвали ваш интернет-банк лучшим в мире.

— Да, это правда.

— Откуда уверенность в том, что Инбанк — лучший в мире? Вам удалось совершить революцию в интернет-банкинге?

— Когда мы делали последнюю версию интернет-банка «Северной казны», была поставлена задача сделать его лучшим в России. У нас уже был собственный опыт — мы начинали еще в конце 90х годов прошлого века. Кроме этого, просмотрели лучшие интернет-банки в России, составили реестр всех оригинальных идей, и на основании этого выстроили собственную концепцию.

После этого мы подключили мощнейший ресурс — обратную связь. Организовали интернет-форум, на котором была предоставлена возможность высказывать свое мнение о банке и его услугах. А русские люди очень талантливы в критике! Постоянная работа с замечаниями клиентов и позволила нам сделать интернет-банк «Северной казны» лучшим в России.

После «Северной казны» задача вновь стать лучшими в России уже не могла нас увлечь. Рассчитывать на меньшее, чем стать лучшими в мире, нам уже неинтересно.

Во-первых, инфраструктура нашего банка создавалась в 2009 году — мы взяли самое современное и эффективное банковское программное обеспечение, во-вторых, наши специалисты имеют богатый опыт разработки подобных систем, в третьих, мы не ограничены в финансировании наших разработок.

Впрочем, технология была та же: мы использовали свой опыт, проанализировали лучшие западные и российские системы интернет-банкинга. Применили новые возможности, которые дает нам новая технологическая инфраструктура. Результат — наш новый интернет-банк, отдали на жесткое тестирование специально отобранным первым клиентам-тестерам. И вновь мы обречены стать лучшими. На этот раз — лучшими в мире.

— Не рано ли для столь громких заявлений?

— Мне многие говорят: «Ты еще не сделал, а уже хвастаешься». Но я опираюсь не только на свое мнение: наш продукт уже высоко оценили наши партнеры по бизнесу и клиенты-тестеры. Я уверен в том, что мы идем верным путем — у нашей команды есть большой опыт в этом вопросе. Если Вы задаетесь вопросом лучшие мы или нет, поступите просто — откройте у нас счет и проверьте на собственном опыте. К тому же это бесплатно.

— Как долго Вы планируете оставаться лучшим?

— Все зависит от того, насколько участники рынка будут готовы к конкуренции. Какие козыри у нас на руках? Первый — высокий темп внесения новаций. Для примера, «Северная казна» могла в месяц вносить в интернет-банк 5-10 новаций. В Инбанке за месяц мы вносили 50-60 изменений. Если ты не можешь быстро реагировать на запросы рынка, то отстаешь навсегда.

Второй козырь — «золотой» фонд тестеров. Это высококвалифицированные и очень скрупулезные люди. Они важны для проекта не меньше, чем разработчики.

Наконец, третий козырь — высокий уровень интеграции с бухгалтерскими системами. В Инбанке мы достигли существенных успехов в этом вопросе. Нам есть чем удивить бухгалтеров.

Также, по моим сведениям, мы первыми сделали двухуровневую систему: основной режим — для массового пользователя и расширенный режим для продвинутых клиентов.

Подводя итоги: пока мы имеем хорошее технологическое преимущество и, что более важно, мы способны быстро совершенствовать наш продукт. Если найдется конкурент, мы готовы принять его вызов.

В интернете живут люди привередливые

— А как мир узнает о лучшем в мире банке? Какие маркетинговые инструменты Вы будете использовать?

— Есть простые продукты — шампунь или йогурт. Они воспринимаются на эмоциональном уровне. Масштабная реклама для них вполне уместна. Высокотехнологичные продукты продаются совершенно иным образом. Покупка такой услуги — сознательный шаг и для его совершения нужна подготовка. Поэтому реклама «Приди ко мне, я весь в огне» слабо влияет на продвижение таких услуг. Мы будем работать адресно, а нашей рекламой будет мнение о нас наших клиентов. Сейчас наша задача набрать критическую массу в три-пять тысяч клиентов.

— А как же излюбленный форум в интернете?

— Интернет — очень важная штука. Интернет-сообщество сейчас начинает «рулить» миром. Гаишник сбил человека — интернет-сообщество тут как тут, защищает пострадавшего. Профессору Белоглазову надели наручники — интернет-сообщество встает на защиту. И количество активных пользователей сети растет сумасшедшими темпами. За 2009-й российское «население» интернета приросло на 30%, количество клиентов у ведущих игроков на рынке интернет-банкинга выросло в полтора-два раза. О росте интернет-активности населения свидетельствует и такой факт: в конце прошлого года на Почте России начался кризис — ее система по обработке посылок просто захлебнулась. Причина — небывалый рост интернет-торговли. Сейчас в срочном порядке начинают строить терминалы в Москве и Питере.

Люди — не идиоты. Очень скоро все поймут, что оплачивать коммунальные услуги наличными через терминалы невыгодно, неудобно и опасно. В то время, как то же самое можно сделать, не выходя из дома за одну минуту несколькими кликами мышки, причем без каких-либо комиссий.

Интернет-сообщество — это очень привередливая публика, это та часть российского общества, которая требует совершенства во всем, она не готова идти на компромисс ни в чем, и в интернет-банкинге, в том числе. Если продукт менее совершенен, чем у лидера рынка, к нему быстро теряется интерес.

«Фуфло» не создаю

— В Ваш новый банк пойдут на имя Фролова?

— Нет. Идут не на Фролова, а на качественный продукт. После того, как я покинул пост председателя Совета директоров «Северной казны», крупные федеральные банки предлагали мне место в совете директоров, региональные банки — пост Председателя Совета директоров. Я не пошел по одной простой причине: я не обманываю клиента. Представьте, я объявляю: «Отныне я Председатель Совета директоров банка Х». Люди приходят... и обнаруживают, что продуктовая линейка ниже плинтуса, интернет-банк — плохой, кредитная карта — далеко не самая лучшая. Что делают люди? Плюются и уходят.

Не приемлю халтуры! Я обеспеченный человек, и заниматься ерундой, делать фуфлыжный продукт и двигать его на рынок не могу и не хочу. Это, как говорится, не мой уровень.

— Сейчас ряд банков сознательно использует бренд «Северной казны» и пытаются доказать, что они — «тот же банк, только лучше». Вы как к этому относитесь?

— Я думаю, что прав на использование имиджа «Северной казны» у меня несоизмеримо больше, чем у других. Ко мне он приколочен намертво. Но я не буду создавать клон Казны. Никогда нельзя жить с головой, повернутой назад. Мир изменился — в воздухе витает масса свежих идей. Эксплуатация старых идей — скучное дело. От них можно получить какую-то временную выгоду, но преимущество — никогда.

— И в разделе клиентской базы «Северной казны» принимать участие не собираетесь?

— Я не собираюсь делить клиентов Казны. Это априори говорит о том, что банк рассчитывает на меньший объем рынка, чем СК. Наши планы куда более масштабны. Мы будем конкурировать со всеми банками без исключения.

— Вы называете себя интернет-банком формата low-cost. Нужны ли они России в целом и Уралу в частности?

— Вспомните, как заходила на рынок МЕГА. Тогда все говорили, что рынок поделен и покупатели распределены между магазинами. Но пришел игрок, который предоставил более выгодные цены, более удобный формат торговли. И весь «приколоченный» рынок перераспределился. Вот успешный пример. Почему этот проект не может быть успешен в банковской сфере? Не вижу никаких препятствий. Естественно, если под low-cost мы понимаем не только низкие цены, но и высокое качество.

Единственная надежда

— Аналитики говорят, что кризис способствовал тому, что с рынка ушли слабые или недобросовестные игроки. «Северная казна» была из таких?

— Проблема «Северной казны» была в ее успешности. Осенью 2008 года рейдерами была запущена машина по дискредитации банка. Клиенты дрогнули, и стали массово снимать денежные средства. Мы находились в идеальной финансовой форме, но деньги, полученные от вкладчиков, были размещены в кредиты, и вернуть их моментально мы не могли. От такой ситуации не застрахован ни один банк. В тот момент под воздействием рукотворной паники мы потеряли ликвидность. Но плох ли был банк?

Когда я объявил о продаже своего «детища», за ним выстроилась очередь! Много московских структур желало получить «Северную казну». Очень много. Это говорит о том, что Казна была первоклассным банком. В России, к сожалению, с рынка уходят и лучшие.

Ханаа Лойкканен, бывший член Совета директоров «Северной казны», представитель западного инвестиционного фонда, как-то сказала мне: «Я у России будущего не вижу. Как только кто-то создаст хороший независимый бизнес, как тут же идет рейдерская атака». Я с ней согласен. История с «Северной казной» — рейдерская атака, история с «Евросетью» — рейдерская атака... Продолжать список, к сожалению, можно долго.

— А Вы видите будущее у России?

— Пока не могу определиться. Хотелось бы, но пессимизма, увы, временами бывает больше, чем оптимизма. Сейчас мой взгляд обращен в сторону интернет-сообщества. Надеюсь, оно поможет «выстроить» бюрократов. Может быть, работать хоть чуть-чуть начнут, взяток меньше брать, решения правильные принимать быстрее...

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru