20 мая 2010, 10:59

Выбор редакции

Акция не согласована, но состоится. Полицейская инструкция для тех, кто решил в четверг обнять Городской пруд
ГИБДД Екатеринбурга будет все праздники усиленно ловить пьяных водителей
Распад Европы, угроза Китая и новая политика США: к чему готовиться российскому бизнесу в этом году

Владимир Фролов вместе с интернет-сообществом

Основатель «Северной казны» и нового кибер-банка рассказывает об амбициозных планах завоевания рынка.

Впервые о создании нового расчётного интернет-банка Фролов заявил еще летом 2009-го. Новый проект — Инбанк, должен был заработать осенью прошлого года, но дату открытия перенесли. Неделю назад, 11 мая, банк, после 4-х месяцев тестирования, начал работу в онлайн режиме.

Официальное открытие Инбанка прошло скромно: на внутреннем форуме банка Владимир Фролов разместил новость о начале обслуживания. Он не комментирует конкурентов и избегает всяческих аналогий с «Северной казной». При этом Фролов заявляет, что на этот раз создал лучший в мире интернет-банк.

В интервью для 66.ru банкир рассказал почему решил работать через интернет.

Лучший в мире банк

— В недавнем интервью Вы назвали ваш интернет-банк лучшим в мире.

— Да, это правда.

— Откуда уверенность в том, что Инбанк — лучший в мире? Вам удалось совершить революцию в интернет-банкинге?

— Когда мы делали последнюю версию интернет-банка «Северной казны», была поставлена задача сделать его лучшим в России. У нас уже был собственный опыт — мы начинали еще в конце 90х годов прошлого века. Кроме этого, просмотрели лучшие интернет-банки в России, составили реестр всех оригинальных идей, и на основании этого выстроили собственную концепцию.

После этого мы подключили мощнейший ресурс — обратную связь. Организовали интернет-форум, на котором была предоставлена возможность высказывать свое мнение о банке и его услугах. А русские люди очень талантливы в критике! Постоянная работа с замечаниями клиентов и позволила нам сделать интернет-банк «Северной казны» лучшим в России.

После «Северной казны» задача вновь стать лучшими в России уже не могла нас увлечь. Рассчитывать на меньшее, чем стать лучшими в мире, нам уже неинтересно.

Во-первых, инфраструктура нашего банка создавалась в 2009 году — мы взяли самое современное и эффективное банковское программное обеспечение, во-вторых, наши специалисты имеют богатый опыт разработки подобных систем, в третьих, мы не ограничены в финансировании наших разработок.

Впрочем, технология была та же: мы использовали свой опыт, проанализировали лучшие западные и российские системы интернет-банкинга. Применили новые возможности, которые дает нам новая технологическая инфраструктура. Результат — наш новый интернет-банк, отдали на жесткое тестирование специально отобранным первым клиентам-тестерам. И вновь мы обречены стать лучшими. На этот раз — лучшими в мире.

— Не рано ли для столь громких заявлений?

— Мне многие говорят: «Ты еще не сделал, а уже хвастаешься». Но я опираюсь не только на свое мнение: наш продукт уже высоко оценили наши партнеры по бизнесу и клиенты-тестеры. Я уверен в том, что мы идем верным путем — у нашей команды есть большой опыт в этом вопросе. Если Вы задаетесь вопросом лучшие мы или нет, поступите просто — откройте у нас счет и проверьте на собственном опыте. К тому же это бесплатно.

— Как долго Вы планируете оставаться лучшим?

— Все зависит от того, насколько участники рынка будут готовы к конкуренции. Какие козыри у нас на руках? Первый — высокий темп внесения новаций. Для примера, «Северная казна» могла в месяц вносить в интернет-банк 5-10 новаций. В Инбанке за месяц мы вносили 50-60 изменений. Если ты не можешь быстро реагировать на запросы рынка, то отстаешь навсегда.

Второй козырь — «золотой» фонд тестеров. Это высококвалифицированные и очень скрупулезные люди. Они важны для проекта не меньше, чем разработчики.

Наконец, третий козырь — высокий уровень интеграции с бухгалтерскими системами. В Инбанке мы достигли существенных успехов в этом вопросе. Нам есть чем удивить бухгалтеров.

Также, по моим сведениям, мы первыми сделали двухуровневую систему: основной режим — для массового пользователя и расширенный режим для продвинутых клиентов.

Подводя итоги: пока мы имеем хорошее технологическое преимущество и, что более важно, мы способны быстро совершенствовать наш продукт. Если найдется конкурент, мы готовы принять его вызов.

В интернете живут люди привередливые

— А как мир узнает о лучшем в мире банке? Какие маркетинговые инструменты Вы будете использовать?

— Есть простые продукты — шампунь или йогурт. Они воспринимаются на эмоциональном уровне. Масштабная реклама для них вполне уместна. Высокотехнологичные продукты продаются совершенно иным образом. Покупка такой услуги — сознательный шаг и для его совершения нужна подготовка. Поэтому реклама «Приди ко мне, я весь в огне» слабо влияет на продвижение таких услуг. Мы будем работать адресно, а нашей рекламой будет мнение о нас наших клиентов. Сейчас наша задача набрать критическую массу в три-пять тысяч клиентов.

— А как же излюбленный форум в интернете?

— Интернет — очень важная штука. Интернет-сообщество сейчас начинает «рулить» миром. Гаишник сбил человека — интернет-сообщество тут как тут, защищает пострадавшего. Профессору Белоглазову надели наручники — интернет-сообщество встает на защиту. И количество активных пользователей сети растет сумасшедшими темпами. За 2009-й российское «население» интернета приросло на 30%, количество клиентов у ведущих игроков на рынке интернет-банкинга выросло в полтора-два раза. О росте интернет-активности населения свидетельствует и такой факт: в конце прошлого года на Почте России начался кризис — ее система по обработке посылок просто захлебнулась. Причина — небывалый рост интернет-торговли. Сейчас в срочном порядке начинают строить терминалы в Москве и Питере.

Люди — не идиоты. Очень скоро все поймут, что оплачивать коммунальные услуги наличными через терминалы невыгодно, неудобно и опасно. В то время, как то же самое можно сделать, не выходя из дома за одну минуту несколькими кликами мышки, причем без каких-либо комиссий.

Интернет-сообщество — это очень привередливая публика, это та часть российского общества, которая требует совершенства во всем, она не готова идти на компромисс ни в чем, и в интернет-банкинге, в том числе. Если продукт менее совершенен, чем у лидера рынка, к нему быстро теряется интерес.

«Фуфло» не создаю

— В Ваш новый банк пойдут на имя Фролова?

— Нет. Идут не на Фролова, а на качественный продукт. После того, как я покинул пост председателя Совета директоров «Северной казны», крупные федеральные банки предлагали мне место в совете директоров, региональные банки — пост Председателя Совета директоров. Я не пошел по одной простой причине: я не обманываю клиента. Представьте, я объявляю: «Отныне я Председатель Совета директоров банка Х». Люди приходят... и обнаруживают, что продуктовая линейка ниже плинтуса, интернет-банк — плохой, кредитная карта — далеко не самая лучшая. Что делают люди? Плюются и уходят.

Не приемлю халтуры! Я обеспеченный человек, и заниматься ерундой, делать фуфлыжный продукт и двигать его на рынок не могу и не хочу. Это, как говорится, не мой уровень.

— Сейчас ряд банков сознательно использует бренд «Северной казны» и пытаются доказать, что они — «тот же банк, только лучше». Вы как к этому относитесь?

— Я думаю, что прав на использование имиджа «Северной казны» у меня несоизмеримо больше, чем у других. Ко мне он приколочен намертво. Но я не буду создавать клон Казны. Никогда нельзя жить с головой, повернутой назад. Мир изменился — в воздухе витает масса свежих идей. Эксплуатация старых идей — скучное дело. От них можно получить какую-то временную выгоду, но преимущество — никогда.

— И в разделе клиентской базы «Северной казны» принимать участие не собираетесь?

— Я не собираюсь делить клиентов Казны. Это априори говорит о том, что банк рассчитывает на меньший объем рынка, чем СК. Наши планы куда более масштабны. Мы будем конкурировать со всеми банками без исключения.

— Вы называете себя интернет-банком формата low-cost. Нужны ли они России в целом и Уралу в частности?

— Вспомните, как заходила на рынок МЕГА. Тогда все говорили, что рынок поделен и покупатели распределены между магазинами. Но пришел игрок, который предоставил более выгодные цены, более удобный формат торговли. И весь «приколоченный» рынок перераспределился. Вот успешный пример. Почему этот проект не может быть успешен в банковской сфере? Не вижу никаких препятствий. Естественно, если под low-cost мы понимаем не только низкие цены, но и высокое качество.

Единственная надежда

— Аналитики говорят, что кризис способствовал тому, что с рынка ушли слабые или недобросовестные игроки. «Северная казна» была из таких?

— Проблема «Северной казны» была в ее успешности. Осенью 2008 года рейдерами была запущена машина по дискредитации банка. Клиенты дрогнули, и стали массово снимать денежные средства. Мы находились в идеальной финансовой форме, но деньги, полученные от вкладчиков, были размещены в кредиты, и вернуть их моментально мы не могли. От такой ситуации не застрахован ни один банк. В тот момент под воздействием рукотворной паники мы потеряли ликвидность. Но плох ли был банк?

Когда я объявил о продаже своего «детища», за ним выстроилась очередь! Много московских структур желало получить «Северную казну». Очень много. Это говорит о том, что Казна была первоклассным банком. В России, к сожалению, с рынка уходят и лучшие.

Ханаа Лойкканен, бывший член Совета директоров «Северной казны», представитель западного инвестиционного фонда, как-то сказала мне: «Я у России будущего не вижу. Как только кто-то создаст хороший независимый бизнес, как тут же идет рейдерская атака». Я с ней согласен. История с «Северной казной» — рейдерская атака, история с «Евросетью» — рейдерская атака... Продолжать список, к сожалению, можно долго.

— А Вы видите будущее у России?

— Пока не могу определиться. Хотелось бы, но пессимизма, увы, временами бывает больше, чем оптимизма. Сейчас мой взгляд обращен в сторону интернет-сообщества. Надеюсь, оно поможет «выстроить» бюрократов. Может быть, работать хоть чуть-чуть начнут, взяток меньше брать, решения правильные принимать быстрее...

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.