19 апреля 2010, 12:07

Выбор редакции

Евгений Куйвашев в месяц будет получать столько же, сколько Игорь Сечин в день
«Решим это вечером»: среди уральских бизнесменов больше «сов», чем «жаворонков»
Администрация Екатеринбурга выселяет из квартиры семью, которая случайно купила ее у мошенников

Что будет с кредитованием в 2010 году

Основные тенденции в области потребительского и автомобильного кредитования комментирует директор Региональной Дирекции по УРФО Банка Сосьете Женераль Восток Алексей Павин.

Потребительское кредитование: курс на снижение

— Какова политика в сфере ценообразования по потребительским кредитам на 2010 год?

— Основная тенденция рынка — это снижение стоимости потребительских кредитов. Ставки стали ниже, и этот процесс будет продолжаться в течение всего года. Как мы видим, сектор беззалоговых кредитов на любые цели восстанавливается не так быстро как автокредитование и ипотека, где в качестве обеспечения выступает ликвидный залог, однако ставки по потребкредитам сейчас гораздо интереснее, чем были в кризисный период, поэтому активность клиентов в этом секторе также возрастает. В посткризисный период банки снизили ставки в первую очередь по залоговым программам кредитования, поскольку именно его наличие позволяет уменьшить риски. В этой связи кредиты под залог более интересны клиентам с точки зрения стоимости, однако, если человеку необходима относительно небольшая сумма на короткий срок, то ему следует воспользоваться именно беззалоговым займом.

— Какие из продуктов (целевые кредиты с обеспечением, карты, экспресс-кредиты), на ваш взгляд, будут востребованы в ближайшее время?

— Как уже было сказано ранее, лидерами в этом отношении являются кредиты с обеспечением, поскольку условия по ним максимально приближены к докризисным и интересны клиентам. Однако беззалоговые займы также пользуются спросом, так как ранее в этом сегменте возник отложенный спрос, который сейчас реализуется. По мере развития рынка ставки по потребительским кредитам будут снижаться, что, в свою очередь, послужит катализатором дальнейшего роста клиентской активности в этом секторе.

— Какие изменения будут в системе оценки заемщиков?

— На сегодняшний день основные изменения касаются ценовых условий кредитования, однако постепенно банки будут более лояльно оценивать заемщиков и выдвигать более мягкие требования. BSGV, со своей стороны, сохранил для своих клиентов возможность подтверждать доход справкой от работодателя в произвольной форме, а также возможность досрочно погашать кредиты без штрафов и комиссий после первых 6 месяцев.

Второе рождение автокредитования

— Какие продукты автокредитования пользуются наибольшим спросом у населения?

— Наиболее востребованным является классический автокредит на приобретение нового автомобиля в салоне официального дилера. Ставки по этому виду кредита минимальны — от 12% годовых в рублях, то есть практически не отличаются от докризисного уровня. Вторая по популярности — программа на приобретение подержанных автомобилей. До 2009 года сделать это при помощи кредита можно было только в салоне официального дилера. Однако с 2009 года в Банке Сосьете Женераль Восток действует возможность покупки в кредит автомобиля с пробегом в любых автосалонах и у частных лиц.

— Как вы оцениваете реализацию программы поддержки авторынка через субсидирование ставок?

— В последние месяцы прошлого года в программу были внесены принципиальные изменения, повышающие ее потенциал и позволяющие надеяться на весомый вклад в развитие авторынка и рынка автокредитования. Программа получила буквально второе рождение с повышением верхней границы стоимости автомобилей и расширением числа участников среди банков. На сегодняшний день заемщик может сэкономить 5,5% годовых, что является ощутимой суммой по итогам 3-5 лет кредитования. Стимулирование спроса через субсидирование расходов покупателей является достаточно эффективным способом поддержки сразу двух рынков: банковского и потребительского.

— Насколько, на ваш взгляд, вырастет спрос на кредиты в связи с введением программы утилизации в этом году?

— Скорее всего, условия программы будут дорабатываться и совершенствоваться в ближайшие месяцы. Это повысит спрос, но ожидать рыночного бума не приходится. Хотя автопарк легковых автомобилей в России очень сильно устарел, среди владельцев автомобилей, чья рыночная стоимость ниже 50 000 рублей, не так много тех, кто готов выплачивать кредит за новый автомобиль. Гораздо вероятнее, что преимуществами программы воспользуются дети и внуки тех, чьи автомобили попадают под действие программы утилизации, хотя это в любом случае удовлетворяет поставленным задачам — поддержать спрос на отечественные автомобили.