Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Платежная дисциплина в России и Европе

18 апреля 2012, 14:45
Новости партнеров
Агентство бизнес-аналитики Creditreform опубликовало отчет о платежной дисциплине в некоторых европейских странах в 2011 году.

Согласно результатам исследования, в большинстве европейских стран покупатели по-прежнему допускают просрочки в оплатах. В целом, агентство отмечает, что в то время, как импортеры из Восточной Европы, Австрии, Швейцарии, России и Турции улучшили свою платежную дисциплину в 2011 году, покупатели из Ирландии, Франции, Италии, Испании и Португалии ухудшили по сравнению со статистикой 2010 года.

Национальная Факторинговая Компания решила провести опрос среди российских компаний, как у них обстояла ситуация с платежами в 2011 году, и предложила им ответить на следующие вопросы:

1. Можете ли вы сказать, что в 2011 году предложили своим покупателям более длительную отсрочку потому, что рассчитывали на улучшение платежной дисциплины?

2. Какой средний срок просрочки в оплатах был в 2011 году? Сократился/увеличился ли он по сравнению с 2010? Если да, то на сколько?

3. Были ли в 2011 году прецеденты неплатежей? Сократилось/увеличилось ли их количество по сравнению с 2010 годом? Если да, то на сколько?

Опрос проводился в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Южном округах.

Центральный федеральный округ

Строительные и отделочные материалов: увеличение отсрочки покупателям произошло не из-за ожиданий по поводу платежной дисциплины, а для увеличения объемов продаж; средний срок просрочек до 4-х недель, причем он увеличился по сравнению с 2010-м годом из-за быстрого роста объемов бизнеса; случай неоплаты были у половины опрошенных компаний, однако, суммы незначительные (50 000 — 70 000 руб.), но у многих случаются редкие длительные задержки, которые заставляют изрядно понервничать.

Бытовая химия и косметика: предложение более длительной отсрочки было связано с появлением новых клиентов, которые требовали более длительных отсрочки; средний срок просрочки сократился вдвое и составляет 4-7 календарных дней; неплатежи были, но суммы несущественные.

Северо-Западный федеральный округ

Продукты питания: большая часть респондентов отметила увеличение срока отсрочки покупателям; средний срок просрочки 7-10 дней, что существенно меньше, чем в 2010 году — у одного из респондентов просрочка в 2010 году достигала 2 месяцев; в отличие от 2010 года прецедентов неплатежей не было.

Строительные и отделочные материалы: увеличение срока отсрочки отметил тольк один респондент; просрочки носили скорее технический характер, в том время как в 2010 году они были регулярными и составляли от 10 до 20 дней; в 2011 году неплатежей не было, однако, «тянется» просроченная задолженность из 2010 года.

Уральский федеральный округ

Продукты питания: большая часть компаний увеличился средний срок отсрочки поставщикам; средний срок просрочки в отрасли остался прежним и находится в коридоре 14-21 день, однако, уменьшилось количество дебиторов, допускающих просрочки; у одной половины респондентов случаи неплатежей имели место, у другой неплатежей не было.

Бытовая химия и парфюмерия: срок отсрочки увеличили, при этом средний срок просрочки сократился почти в 3 раза (до 7 дней); неплатежи были только у крупного дистирибутора, более мелкие компании не сталкивались с длительными просрочками и не понесли убытков от неплатежей.

Строительно-отделочные материалы: все респонденты высказали мысль, что увеличили отсрочку своим клиентам, поскольку отдавали себе отчет в том, что в 2011 году платежная дисциплина будет лучше, чем в 2010; в отношении просрочек мнения разделились — часть респондентов отметила сокращение срока (до 10-15 дней) и количества просрочек, часть отметила, что особых изменений по сравнению с 2010 годом не произошло; что касается неплатежей, то большая часть респондентов пожаловалась, что количество их осталось прежним.

Сибирский федеральный округ

Продукты питания: длительность отсрочки осталась прежней (45 дней); просрочку в оплате допускают либо очень крупные покупатели (до 30 дней), либо очень мелкие (до 10 дней), особых изменений в качестве платежный дисциплины нет; что касается неплатежей, то респонденты говорят, что сейчас неплатеж — это уже больше форс-мажор, нежели распространенная практика, как это было в 2009 году.

Бытовая химия и косметика: уровень доверия покупателям остался прежним, отсрочку не увеличивали; просрочек в 2011 году не было вообще, в равной степени как и прецедентов неоплат.

Строительные и отделочные материалы: средний срок отсрочки был увеличен, но не из-за ожиданий по улучшению платежной дисциплины, а для цели повышения конкурентоспособности предложения; средний срок отсрочки в отрасли 15-30 дней, особых улучшений по сравнению с 2010 год не было; неплатежи — это крайний случай, участвовавшие в исследовании компании сказали, что обычно всегда удается урегулировать задолженность в досудебном порядке.

Южный федеральная округ

Продукты питания: средняя отсрочка в отрасли составляет 20-35 дней, лишь немногие компании в 2011 году увеличили срок отсрочки своим покупателям; средний срок просрочки не превысил 5-7 дней, часть респондентов отметила существенное сокращение просрочки по сравнению с 2010 годом; в 2011 году прецедентов неплатежей не было, в предыдущем году ряд респондентов понесли убытки от неплатежей покупателей.

Бытовая химия и косметика: по сравнению с 2010 годом средний срок отсрочки увеличился до 60 дней, однако, скорее за счет возможности исключить риск неплатежа с помощью решений факторинговой компании, чем по причине роста доверия покупателям; несетевые покупатели просрочек не допускают, сети же позволяли себе платить с опозданием до 30 дней; лишь у одного из респондентов были серьезные неплатежи в 2011 году.

Строительные и отделочные материалы: большинство респондентов увеличили отсрочку своим клиентам с 15-20 дней до 45-60; у большей части респондентов средний срок просрочки не превышал 5 дней, причем участники опроса отметили, что это существенное улучшение платежной дисциплины по сравнению с 2010 годом; неплатежей за последние 2 года в отрасли не было.

Получается, что Россия более дисциплинированна в отношении современного исполнения обязательств перед контрагентами. Безусловно, это напрямую связано с тем, что у нас свободные рыночные отношения появились с распадом Советского Союза, и за немногим более 20 лет мы прошли те уроки, которые Европа «усваивала» многими десятилетиями — мы более консервативны при предоставлении отсрочки, и мы более щепетильно подходим к погашению задолженностей

Подробнее на сайте