9 апреля 2010, 13:30

Выбор редакции

Контрольная закупка, обыски и уголовное дело: полицейские объявили войну смотрителям городских кладбищ
«Случайные связи и укус комара»: что на самом деле знают о ВИЧ подростки из Екатеринбурга
Хранители мемориала Романовых протестуют против непостроенного храма на воде

ФАС ждет поток жалоб на сотовых операторов

Иск ФАС против Билайна может стать громким прецедентом, после которого в ФАС последует череда жалоб на сотовых операторов.

Как ранее сообщала служба новостей 66.ru, ФАС России признала, что «ВымпелКом» нарушал закон, рассылая своим абонентам рекламные sms-сообщения.

Антимонопольная служба вынесла такое решение по конкретному случаю. В феврале-мае 2009 года абоненты «Билайна» получали рекламные sms-сообщения, завлекавшие присоединиться к лотерее «СМС на миллион».

Как пояснила 66.ru Светлана Костромина, старший менеджер по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» в Уральском регионе, действительно, в компании получены документы из ФАС. Сейчас юристы компании изучают эти документы, поэтому от официальных комментариев пресс-лужба пока воздерживается. «Однако должна заметить, что «ВымпелКом» всегда работает в правовом поле, поскольку благосостояние наших акционеров напрямую зависит от нашей репутации», — отмечает Светлана Костромина.

Противозаконным ФАС признала тот факт, что в рекламе услуг ООО «Руми» не указывались сроки проведения лотереи, источник информации об организаторе, о правилах ее проведения, а также о количестве призов или выигрышей по результатам этой лотереи, сроках, месте и порядке их получения.

Также у Антимонопольной службы есть претензии и к тому, что рекламные сообщения рассылались без согласия на их получение абонентов. А это является нарушением закона «О рекламе». Ответственность за это понесет рекламораспространитель.

Независимые юристы также говорят, что любые смс-рассылки рекламного характера противозаконны, если абонент не давал согласия на их получение.

Роман Речкин, партнер, начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С:
— Федеральный закон «О рекламе» прямо запрещает любую рекламу с помощью телекоммуникационных средств, если на нее не было получено предварительное согласие абонента. Причем закон говорит, что доказывать наличие согласия абонента должен оператор.

Как отмечает эксперт, закон нарушается, поскольку абоненты (адресаты рекламы) либо не знают о незаконности любых рассылок, либо не хотят тратить свое время на пресечение этих незаконных действий.

Роман Речкин:
— Поскольку такая реклама достаточно эффективна, операторы связи (и иные лица, организующие и распространяющие спам-рассылки) «закрывают глаза» на очевидную незаконность своих действий, рассчитывая на то, что абоненты не будут тратить свое время на привлечение их к ответственности на рассылку. К сожалению, как правило, абоненты не считают необходимым принимать какие-либо меры по пресечению получения рекламы в виде спам-рассылок.

Если абонент получил смс, он вправе потребовать от рекламораспространителя (в данном случае — оператора сотовой связи) немедленно прекратить распространение рекламы в свой адрес.

«Если требование абонента не будет исполнено, самым эффективным способом защиты является обращение абонента с жалобой на нарушение оператором связи законодательства о рекламе. Жалоба (с описанием ситуации в произвольной форме, без каких-либо госпошлин) подается в Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы РФ (г. Екатеринбург, ул. Московская д. 11). На практике Свердловское УФАС оперативно и жестко реагирует на нарушение законодательства о рекламе, налагая штрафы в сотни тысяч рублей», — заключает юрист.

По закону за подобную рассылку оператору связи грозит штраф от сорока до пятисот тысяч рублей.

Участники рынка уверены, что вполне возможно это дело спровоцирует поток жалоб в ФАС от абонентов.


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru