6 апреля 2010, 10:42

Выбор редакции

Лидирует «Динамо»: екатеринбуржцы выбирают новое место для звезды Ельцин-центра
Чеснок, масло, гречка и рыба: за год цены на некоторые продукты в Екатеринбурге взлетели на 20%
Эволюция города: как поселок Медный Рудник стал Верхней Пышмой и начал переманивать жителей Екатеринбурга

ФАС обяжет авиакомпании быть честными

С мая авиаперевозчики должны будут указывать фактическую стоимость перелета с учетом всех сборов и дополнительных услуг.

Федеральная антимонопольная служба решила разобраться в системе формирования цен на авиаперевозки и провела анализ деятельности авиакомпаний, осуществляющих перевозки по внутренним воздушным линиям.

О тарифах по-честному

Основные претензии антимонопольной службы сводились к двум пунктам. Во-первых, непонятность системы формирования тарифов для потребителей.

Пресс-служба ФАС России:
— Может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков. Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. При бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — и стоимость этих услуг.

«Несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров», — отмечают в пресс-службе ведомства.

Впрочем, некоторые авиаперевозчики уже пошли по пути упрощения тарифной политики для понимания пассажиров. Так осенью 2008 года топливные сборы были отменены на всех внутрироссийских маршрутах «Трансаэро», в прошлом году отменили топливную надбавку авиакомпании «ЮТэйр», «Уральские авиалиниии» и «Аэрофлот» (на некоторые рейсы). «Сегодня клиент платит только тариф, поэтому во всех рекламных сообщениях указывается конечная цена перелета, так что для пассажиров по приходу в кассу не бывает сюрпризов», — поясняют в пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии».

Конечно, по такому пути идут преимущественно те, кто существует на рынке давно и не желает занимать нишу «дискаунтера» в авиаперевозках. Такие авиакомпании нечасто балуют своих пассажиров супердешевыми билетами, но и риск «сюрпризов у кассы» снижается.

Возврату и обмену подлежит

Второй важный для антимонопольной службы пункт — продажа «невозвратных» билетов. Как правило, такие билеты приобретаются по низкой цене, но потом не подлежат возврату. Но это противоречит закону. Так, статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает право пассажира отказаться от полета и получить обратно деньги, уплаченные за билет. Правда, для возмещения средств в полном объеме необходимо уведомить перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна. Если же отказаться от полета позже, то право получить деньги обратно сохраняется, но с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

«Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит положениям статьи 108 ВК РФ и Правилам формирования и применения тарифов, утвержденных приказом Минтранса России», — заключают специалисты ФАС.

Требование антимонопольной службы «исключить практику продажи «невозвратных» билетов» российские авиакомпании считают вполне цивилизованным шагом, по крайней мере, соответствующим рамкам российского законодательства.

Пресс-служба авиакомпании «Уральские авиалинии»:
— «Уральские авиалинии» не используют практику продажи «невозвратных» авиабилетов на внутрироссийских рейсах. Если услуга не была оказана, клиенту возвращаются деньги. В зависимости от срока возврата и правил применения тарифа могут удерживаться какие-то штрафы, но они, как правило, небольшие.

По предписанию ведомства, авиакомпании должны до 30 апреля 2010 года исправить эти недостатки и отчитаться перед ФАС «о мерах, принятых ими для обеспечения баланса интересов авиакомпаний и потребителей».


Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru