14 марта 2012, 11:04

Выбор редакции

Осталось три дня: после праздников в Екатеринбурге поднимутся цены на тайский массаж
«Пришлось забыть про деньги». Новый девелопер «Первого Николаевского» — о том, зачем он во все это ввязался
Их убивают по всей стране: три аргумента в пользу того, что почтальоны не должны разносить пенсию

Почему факторинг для бухгалтера — «вкусно» и даже полезно

Ifactoring спросил у компаний, пользующихся факторингом, о сложностях его «внедрения».

Сложностей достаточно — от уговоров Покупателей подписать уведомления до обучения сотрудников правильному оформлению документов. Ifactoring.ru решил затронуть вопрос: как ускорить собственные службы, вовлеченные в факторинг со стороны Клиента? НФК пообщалась с клиентами, успешно «внедрившие» у себя в факторинг, и решила транслировать их опыт, который можно использовать как практические рекомендации к действию.

Часть 1: Два в одном

Бывает, что бухгалтер частично наделен полномочиями финансового директора. Чаще такое встречается тогда, когда компания не очень большая — скромный штат, ограниченный ассортимент и объем выручки до 20-25 млн рублей в месяц. Тогда главный бухгалтер в отсутствие финансового директора, как такового, кроме ведения отчетности должен думать еще об исполнении функции финансов. О финансировании и оптимизации тех источников, которыми компания пользуется, о синхронизации товарных и денежных потоков, об улучшении финансовых показателей, исключении ряда рисков и т.д.

В таком случае бухгалтер часто выступает инициатором нововведений.

Галина Жукова главный бухгалтер ТК Партнер:

— Когда узнала от некоторых наших Поставщиков про факторинг, решила разбираться, что это за схема. Оказалось, что очень удобно — предоставляешь отсрочку платежа своим Покупателям, а деньги за товар получаешь почти сразу после отгрузки. Решили попробовать и выбрали НФК. Определяющим для нас стало, то, что НФК работает с дебиторской задолженностью. Мы это называем — «причесывать и воспитывать клиентов». Специального отдела у нас нет, а следить за своевременными оплатами нужно, т.к. клиентов очень много, и в основном, это ИП.

После принятия решения работать с НФК Клиент собирает документы на себя и на своих Покупателей, которых будет передавать на факторинг, и «обучается» факторинговому обслуживанию.

Главный бухгалтер Гофра-Пак Наталья Курочкина:

— Собрать документы на факторинг оказалось для нас гораздо проще и потому комфортнее, чем мы ранее оформляли кредитную линию в банке. Во-первых, меньше трудозатрат в части сбора документов – сдали необходимую финансовую отчетность и все. Во-вторых, отпадает необходимость в оформлении залога, а вместе с ним в его страховании — сокращаются расходы. В-третьих, иногда работать по факторингу дешевле, чем пользоваться кредитной линией — деньги Фактора мы «берем» тогда, когда нам надо, на необходимый срок и в нужном объеме, т.е. никаких «кредитных» излишеств. Ну, и в-четвертых, «гибкое финансирование по запросу» — это очень удобно: отгрузил с отсрочкой покупателям, подал заявку на финансирование в НФК через «Электронный документооборот» — и деньги через некоторое время уже на расчетном счете.

Для налаживания взаимодействия между Фактором, Поставщиком и его Покупателями достаточно нескольких отгрузок, после все становится естественной частью бизнес-процессов.

Главный бухгалтер ТК Партнер:

— Отработав схему, все получается само собой. Особенно это просто с «Электронным факторингом» НФК: финансирование мы получаем в течение дня, а оригиналы накладных можно подвезти в течение двух недель. Что касается бумажного документооборота, то к тому комплекту документов, что было до начала работы по факторингу, прибавляется лишь третий экземпляр накладной. Отмечу, при появлении третьей стороны выросло качество оформления первичных документов и товаро-транспортных накладных, что меня, как бухгалтера, радует вдвойне.

Часть 2: классика жанра

Другая ситуация, когда бухгалтерия является структурным подразделением финансового отдела и выполняет только свои задачи: ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Главный бухгалтер заинтересован, прежде всего, в правильном оформлении всех документов и в том, чтобы дебет сошелся с кредитом, а не в диверсификации источников финансирования, сокращении кассовых разрывов и снижении рисковой нагрузки на бизнес.

Сергей Филиппов, финансовый директор КПС-Урал:

— Сложно убедить людей делать что-то новое, непривычное. Но у нас отношения с главным бухгалтером конструктивные. Когда «внедряли» факторинг, возникло два тонких момента: разобраться с договором факторинга, с порядком оформления проводок, с НДС и с корректным отражением в расходах оплаты за факторинговые услуги. Хочу заметить, что мы слаженно сработали и достаточно быстро нашли ответы, но не без участия специалистов НФК.

Для облегчения труда бухгалтеров специалисты НФК разработали методические рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету операций согласно Налоговому Кодексу РФ. Поскольку факторинг отличается от стандартных торговых или производственных операций, то дополнительно к рекомендациям есть разъяснения по начислению факторинговой комиссии и выставлению счетов-фактур.

Обычно наилучший результат достигается при слаженном действии всех звеньев цепочки. Чтобы диалог с главным бухгалтером получился конструктивным, нужно понимать его мотивацию. Если он совмещает функции финансового директора, то ему интересны трезультирующие использования факторинга. Если же на нем лежат заботы о ведении учета в компании, то тут очень кстати будут методические рекомендации НФК по бухгалтерскому и налоговому учету, а также такое приятное следствие использования факторинга, как существенное повышение качества документооборота на предприятии.

Подробнее на сайте

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.