Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бороться с sms-аферистами можно только разумом

22 марта 2010, 12:07
Новости партнеров
Мобильные мошенники уже достигли ежегодного оборота в $40 млн, в их руки только в 2009 году попали около 3 млн человек.
По оценкам МТС, оборот рынка мобильных мошенников составляет уже около $40 млн в год, причем 97% из них приходятся на мошенничества с короткими номерами. На российском рынке количество пострадавших от мошеннических услуг абонентов всех операторов в 2009 году составило около 3 млн.

По данным собственного Исследования 66.ru, 4 из 10 екатеринбуржцев становились жертвами sms-мошенничества. Как выяснилось в ходе исследования, sms-сообщения с предложениями «сомнительных» услуг время от времени приходят 63% екатеринбуржцам, принявших участие в опросе. Материальные убытки, которые понесли абоненты в результате таких sms-афёр, варьируются от 300 до 1500 рублей.

Как технически возможно осуществление мошеннических схем, задействованы ли в этом процессе операторы связи, можно ли противостоять мошенникам и вернуть незаконно утраченные средства? На вопросы 66.ru отвечают представители операторов связи.

Игра на доверие

Как признаются сами операторы, сегодня существуют десятки способов «опустошить» баланс абонента, от банального хулиганства, когда подросток скидывает на первые попавшиеся номера sms с просьбой срочно пополнить его мобильный счет, до сложных технологических схем, разработанных при участии программистов и международных контент-провайдеров. Причем, если мы говорим о коротких (четырехзначных) номерах, которые принадлежат контент-провайдерам и едины для всех операторов, то с технической точки зрения sms-мошенничество осуществляется достаточно просто: на этих номерах подключены платные услуги и обманным путем провайдеры вынуждают абонентов сбросить sms на определенный номер. И в этом процессе мобильные аферисты бывают крайне изобретательными.

Вольхина Дарья, специалист по связям с общественностью «МТС-Урал»:

— В декабре-январе мы наблюдали атаку вируса-троянца, который блокировал компьютер и для разблокировки требовал отправить sms-сообщение на короткий номер. Сюда так же можно отнести и «мнимые сервисы», когда абонентам предлагают подключить услуги, которых на самом деле не существует. К примеру, абоненту предлагают отслеживать местоположение или читать переписку другого абонента без его согласия. Причем, зачастую указывается некорректная стоимость услуги, а по факту снимается более крупная сумма.

Как говорят в МТС, большинство мошеннических сервисов, схем и уловок построено на эксплуатации доверчивости и эмоциональности людей. Зачастую сами абоненты верят абсурдным обещаниям мошеннических сервисов и не утруждают себя чтением условий и положений по предоставлению той или иной услуги.

Операторы ни при чем

По мнению горожан, сотовые операторы косвенно задействованы в sms-мошенничестве. Как отметили 48% участников Исследования 66.ru, без «молчаливого согласия» операторов невозможно было бы технически осуществить списание средств. Сами же операторы сотовой связи говорят о том, что мнение о причастности операторов к мошенничеству не имеет под собой никаких оснований.

Елена Виноградова, руководитель отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:

— Подвергать сомнению свою репутацию, предлагая сомнительные услуги, сервисы и возможности — это слишком большая роскошь для современных операторов связи, работающих на таком высококонкурентном рынке. Сотовики тратят неимоверные усилия для того, чтобы сохранять лояльность абонентов и их доверие. И мизерная выгода от таких «мошеннических» услуг не способна покрыть тех расходов, которые вкладывают сотовики в свой имидж. Мнение о причастности операторов к мошенничеству может родиться, скорее, у тех абонентов, кто плохо представляет себе, как технически реализовано мобильное мошенничество.

Важно вовремя жаловаться

Каждый оператор сотовой связи имеет свою программу по борьбе с мошенниками. В основном, это информационные меры: sms-рассылки абонентам, сообщения на официальном сайте, обращения топ-менеджеров через СМИ. Используются и технические средства, доступные оператору.

Людмила Протасова, начальник отдела по связям с общественностью МегаФона на Урале:

— В целях предупреждения оператор техническими средствами пресекает мошеннические sms-рассылки. В своей деятельности на рынке во главу угла мы ставим внимательное, этичное и деликатное отношение к нашим реальным и потенциальным клиентам.

Некоторые операторы вводят услугу, благодаря которой абоненты компании могут отказаться от получения рекламных сообщений, а в некоторых компаниях «загнать» абонента в минус больше, чем на 100 рублей, невозможно в принципе. Кроме того, операторы ужесточают штрафные санкции и в отношении контент-провайдеров.

Светлана Костромина, старший менеджер по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» в Уральском регионе:

— Мошенниками, как правило, являются субподрядчики тех организаций, которые имеют договор непосредственно с оператором связи. К сожалению, мы не всегда можем их проконтролировать. Но как только мы получаем жалобы от абонентов, контент-провайдеру выносится предупреждение. Как правило, с этого момента рассылки в адрес наших абонентов и попытки снять деньги с их счета прекращаются.

4 года за звонок

Среди российских пользователей услуг сотовой связи распространено мнение, что мобильных мошенников чрезвычайно трудно уличить и привлечь к ответственности. Недавняя российская и зарубежная судебная практика свидетельствуют, что это не так.

Так, в феврале 2010 года в Уфе вынесен приговор двум мобильным аферистам, которые на протяжении нескольких месяцев в 2008 году наживались на доверчивости местных пенсионеров — абонентов сотовой связи. Мошенники представлялись по телефону сотрудниками милиции и предлагали пенсионерам срочно собрать и передать им деньги, чтобы освободить от уголовной ответственности родственника этих людей, якобы только что на машине насмерть сбившего другого человека. Злоумышленники успели получить деньги от 27 пожилых жителей Октябрьского района Уфы. Уфимский суд, признав одного из двоих обвиняемых виновным в совершении 18 эпизодов преступлений, назначил ему 4 года 10 месяцев отбывания наказания в колонии строгого режима. Второй, совершивший 9 эпизодов, осужден на 4 года. В январе 2010 года прокуратура Новокуйбышевска (Самарская область) направила в суд уголовное дело в отношении телефонного мошенника, действовавшего по подобной схеме.

«Стоит отметить, что и абоненты стали более бдительными, — отмечает начальник отдела по связям с общественностью МегаФона на Урале. — Сегодня преобладают обращения к оператору за предварительной проверкой информации при поступлении SMS или звонка о выигранном ценном призе».

Борьба на уровне здравого смысла

Все представители операторов связи солидарны с профессором Пребораженским, говорившим «Кризис не в клозетах, а в головах». И искоренить мошенничество подобного рода будет невозможно никакими силами до тех пор, пока сам абонент не будет здраво смотреть на sms, предлагающие сомнительные услуги.

Елена Виноградова, руководитель отдела по связям с общественностью ТГ «МОТИВ»:

— Главным катализатором мобильного мошенничества, главной причиной, по которой все эти схемы срабатывают, является отношение самих абонентов. До тех пор, пока абоненты будут доверчиво относиться к сообщениям типа «Просканируй своего партнера и узнай, когда он тебе изменял в последний раз» или «Отправь СМС и узнай, кто в тебя влюблен» — мошенникам не составит труда продумывать новые схемы обмана.


Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru