16 марта 2010, 14:11

Выбор редакции

«Вы там не услышите ни слова правды»: Геннадий Зюганов выступил против Ельцин-центра
Евгений Куйвашев частично вернет мэрии Екатеринбурга контроль над стройками
Глава Минстроя — о борьбе с пробками в Екатеринбурге: «Не нужно ждать денег от государства, будем строить метро сами»

Весна на рынке автокредитования

Рынок автокредитов Екатеринбурга начал оживать, но к докризисным объемам он вернется не скоро.

По оценкам некоторых экспертов в первом месяце 2010 года авторынок показал наихудшие результаты за последние четыре года. Правительство, автопроизводители, автодилеры и финансовые организации с начала года предпринимают активные действия по оживлению авторынка. На рынке автокредитования вновь появились программы без первоначального взноса, беспроцентные кредиты, а в марте стартовала программа утилизации. Смогут ли все эти меры повысить популярность автокредитов и чего ждать потенциальным заемщикам?

Уральские эксперты сходятся в том, что оттепель на рынке автокредитования наступила. Как говорят сами банкиры, первыми вестниками «автовесны» были общее улучшение ситуации в экономике и постоянное снижение ставки рефинансирования ЦБ — это позволяет банкам уменьшать стоимость кредитов для заемщиков.

Центр общественных связей Банка Москвы:

— Несмотря на то, что год назад развитие автомобильного рынка существенно замедлилось, в настоящий момент можно утверждать, что ситуация меняется в положительную сторону. Об этом можно судить по действиям основных заинтересованных сторон рынка. С одной стороны, большинство крупных банков уже улучшили условия получения автокредитов. С другой стороны, население также демонстрирует интерес к автокредитованию. Теперь люди более уверенно планируют свой бюджет и уже могут позволить себе крупные покупки в кредит.

Уже сегодня многие банки пересмотрели свои кредитные программы и провели снижение ставок. И на протяжении всего года эта тенденция будет сохраняться, уверены специалисты.

При этом, наравне с реальными показателями (снижение ставок и смягчение требований к заемщикам), улучшился и общий эмоциональный климат.

Евгений Шмелев, генеральный директор ООО «Оптима Кредит»:

— Само слово «кризис» все реже появляется на устах телеведущих и финансистов. Автосалоны же, традиционно в начале 2010 года делали выгодные предложения на автомобили 2009 года выпуска.

По результатам собственного исследования портала 66.ru, 58% екатеринбургских автолюбителей, собираются воспользоваться услугой автокредитования в ближайшее время. При этом почти 60% опрошенных хотели бы приобрести авто, взяв беспроцентный кредит, а 17% — кредит без первоначального взноса.

Льготы от государства

Положительные изменения на рынке автокредитов независимые аналитики и кредитные брокеры связывают с госпрограммой льготного автокредитования.

Елена Шевченко, генеральный директор консалтинговой компании «ТенСилон»:

— Государственная программа продлена на 2010 год. Перечень банков-участников значительно расширился — теперь в этой программе участвуют не только банки с государственным участием в капитале. Кроме того, за счет увеличение максимальной суммы кредита под программу льготного кредитования подпадают большее число марок автомобилей, произведенных в России. Однако о результатах действия этой программы в первые месяцы 2010 года говорить пока рано — в январе льготные автокредиты не выдавались, поскольку перечень участников программы окончательно был подписан в правительстве только в феврале.

Предложенные государством условия, действительно, выглядят весьма привлекательными.

Николай Дулесов, директор Свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»:

— По данной программе граждане Российской Федерации могут получить кредит в размере не более 510 тысяч рублей сроком до 3-х лет, при этом первоначальный взнос составляет всего 15 % от стоимости автомобиля. Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определяется в виде разницы между действующей ставкой 15 % и размером скидки исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита. В настоящее время фактическая процентная ставка кредитования составляет 9,17 %.

Банки, не участвующие в госпрограмме, навряд ли смогут предложить столь же привлекательные условия для автолюбителей.

Евгений Шмелев, генеральный директор ООО «Оптима Кредит»:

— Конечно же, банки, не участвующие в госпрограмме автокредитования, не могут похвастаться столь же выгодными условиями. В нынешней ситуации, когда основные потребители рынка автокредитования — владельцы автомобилей стоимостью до 500 000 руб., могут приобрести автомобиль в кредит, причем не только отечественный, но и иномарку собранную в России, с государственной помощью, навряд ли они станут покупать ее под более высокий процент. Причиной для обращения в банк, не участвующий в госпрограмме кредитования, может стать несоответствие заемщика либо выбранного им автомобиля условиям данной программы.

Основные игроки будут предлагать продукты со схожими ценовыми параметрами, — считают эксперты. При этом, банки, не вошедшие в программу Минпромторга, вполне могут переигрывать своих конкурентов по предложениям кредитования покупки автомобилей иностранного производства, отмечают в консалтинговой компании «ТенСилон».

Привлекательные условия возвращаются

Сегодня заемщик сразу должен выложить за желанное авто не менее 15% от его стоимости. Средняя ставка по кредиту — 14-17%. «Хорошей» ставкой по автокредиту банкиры называют 15% годовых в рублях. Однако если автомобиль подпадает под перечень, утвержденный Министерством промышленности и торговли РФ для государственного субсидирования автокредита, то ставка будет ниже — от 9 до 11% годовых, — отмечает Елена Шевченко. Срок кредитования особо не изменился: автомобиль можно взять в кредит и на три месяца, и на пять лет.

«На данные условия может рассчитывать заемщик старше 23 лет, общий стаж которого составляет не менее 1 года, а стаж на последнем месте от 3-6 месяцев. Необходимый пакет документов включает в себя: паспорт, второй документ, справку о доходах (возможен вариант предоставления как формы 2 НДФЛ, так и формы банка), копию трудовой книжки, заверенную работодателем», — говорит Евгений Шмелев.

Автосалоны также подключились к процессу «оживления» автокредитования. Так на рынке появился целый ряд спецпредложений. К примеру, Peugeot через автосалоны предоставляет клиенту скидку на сумму процента по кредиту. По данной программе заемщик может внести 50% и, предоставив всего 2 документа, получить автокредит.

Также, существует интересное предложение на приобретение Toyota Corolla: ставка составляет 12,9% годовых, а на первые 2 года предоставляется льготный период по погашению основного долга. «К сожалению, двумя документами здесь уже не обойтись, для получения кредита по данной программе требуется подтверждение дохода справкой, зато форма справки (2НДФЛ или форма банка) уже не повлияет на величину процентной ставки, если первоначальный взнос составит не менее 50% от стоимости автомобиля», — констатирует генеральный директор «Оптима Кредит».

«Серая» зарплата — не помеха

Как говорят эксперты, требования к заемщикам со временем вряд ли будут ужесточаться.

Налбандян Розета, менеджер отдела розничных продаж КБ «ЛОКО-Банк»:

— Жестких требований к заемщику сейчас нет, основной критерий — заемщик должен иметь постоянный доход.

Более того, уже сейчас заметны некоторые послабления. Например, на сегодняшний день действует уже достаточно много программ автокредитования по двум документам. Подтверждения дохода по таким программам банки не требуют, свой доход клиенту достаточно указать в анкете и из указанного в анкете дохода банк будет производить расчет лимита кредитования. «Это очень удобно для тех заемщиков, которые имеют серый доход», — отмечают сами банкиры.

Страхи заемщика

Многие специалисты сегодня прогнозируют подъем рынка автокредитования в России, однако все четко отмечают, что таких темпов роста, как раньше, уже не будет.

Евгений Шмелев, генеральный директор ООО «Оптима Кредит»:

— Умопомрачительного роста до докризисного уровня в 2010 году ждать не стоит. Благодаря кризису, наши граждане стали более осторожными с кредитами, поэтому должно пройти еще какое-то время, чтобы потенциальные заемщики стали без боязни оформлять кредиты.

В то же время в силу не очень длинных сроков кредитования этот сегмент должен восстанавливаться более быстро, чем, например, ипотека.

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru