Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

На что жалуетесь, господа потребители?

15 марта 2010, 12:31
Новости партнеров
Права потребителей в Екатеринбурге серьезно нарушаются во всех сферах. В какие незаконные перипетии попадает покупатель?
Сегодня день защиты прав потребителей. Спрашиваем у защитников потребителей — специалистов Роспотребнадзора — в каких сферах возникают наибольшие проблемы, а главное - как их можно решить.

Недовольны услугами ЖКХ, техникой и продуктами

Екатеринбуржцы не довольны услугами ЖКХ, техникой и продуктами — именно с такими жалобами горожане чаще всего обращаются в Роспотребнадзор.

В управление Роспотребнадзора по Свердловской области в 2009 году обратились 5 344 человека. Чуть ли не половина из них — 41% — недовольны услугами ЖКХ. Это, кстати, на 20% больше, чем в прошлом году. Подавляющая часть жалоб связана с огромными счетами за общедомовое потребление электричества. В большинстве случаев начисления Роспотребнадзор, действительно, признал незаконными.

34% жалоб приходятся на сложную бытовую технику, 19 % — на продукты питания ненадлежащего качества.

Также екатеринбуржцы в 2009 году остались недовольны качеством услуг туристических фирм, банков, предприятий общественного питания. Также значительное число жалоб поступило на компании, предоставляющие услуги связи. Это в Роспотребнадзоре связывают с распространением интернета.

Законный счет за электричество

Огромная сумма в строке «общедомовой учет», должна насторожить потребителя — говорят защитники прав потребителей. Законной эта строчка в квитанции оплаты будет только при соблюдении трех условий. Во-первых, в доме должен быть установлен прибор учета — общедомовой счетчик, показания которого должны сниматься каждый месяц и фиксироваться в специальном журнале. Второе условие — плату нужно делить также на все коммерческие организации (магазины, офисы и т. п.), располагающиеся в здании. Наконец, нужно исключить возможность несанкционированного подключения к электричеству автостоянок или уличных ларьков.

Наталья Афанасьева, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области:

— По нашим подсчетам плата за общедомовое электричество должна составлять около 40-45 рублей на квартиру.

Телефон обмену не подлежит?

Среди непродовольственных товаров самыми проблемными являются сотовые телефоны. Именно на эту технику приходится большая часть жалоб. Дело в том, что продавец при выявлении поломок предлагает покупателю лишь ремонт телефона, не рассматривая возможность возврата денег или обмена товара. При этом продавцы считают, что эти действия совершенно законны, поскольку такие условия прописаны в гарантийном талоне. Действительно, этот документ имеет статус договора купли-продажи. Но по закону ни договор, ни гарантийный талон не должен ограничивать права потребителя. Законодательство дает потребителю возможность не только сдать телефон (как и другую технику) в ремонт за счет продавца, так и отказаться от договора купли-продажи и получить в полном объеме деньги за некачественный товар или обменять товар на новый.

Как рыба об лёд

Глазирование рыбы и других товаров стало одной из самых насущных проблем в 2009 году. Об этом свидетельствует статистика обращений в Роспотребнадзор.

С одной стороны, тонкая ледяная оболочка на всей поверхности рыбы сохраняет товар от повреждений и способствует сохранению качества продукта. Но производители и продавцы довольно быстро поняли, что могут использовать благую технологию и пустоты в законодательстве в коммерческих целях.

Проверки Роспотребнадзора показали, что процентное содержание глазури превышало нормативы в несколько раз в подавляющем большинстве случаев. Так для филе рыбы по нормативам процент глазури не должен превышать 4%, а на деле лед составлял до 50% от общей массы.

«Многие изготовители на маркировке не указывают, что продукция была подвергнута глазированию, а вместо массы нетто основного продукта, то есть веса собственно рыбной продукции, указывают просто «вес». Получается, что потребитель платит не только за рыбу, но и за лед», — рассказали в управлении Роспотребнадзора 66.ru.

На данный момент такая ситуация возможна, поскольку законодательством максимально допустимый процент глазури не оговорен. Есть лишь нормативы и предписание предоставлять покупателю полную информацию о весе продукта и проценте глазури, чтобы цена была справедливой и включала только стоимость самого продукта. «Но надеяться на добросовестность наших производителей и продавцов — тщетно. В большинстве случаев в цену рыбы включена и стоимость глазури, — отмечают специалисты Роспотребнадзора. — Такая практика вводит потребителя в заблуждение относительно веса нетто основного продукта, а соответственно и его стоимости, что является нарушением Закона «О защите прав потребителей».


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru