19 февраля 2010, 17:44

Выбор редакции

Контрольная закупка, обыски и уголовное дело: полицейские объявили войну смотрителям городских кладбищ
«Случайные связи и укус комара»: что на самом деле знают о ВИЧ подростки из Екатеринбурга
Хранители мемориала Романовых протестуют против непостроенного храма на воде

Клиенты могут не дождаться страховых выплат

Уральскому рынку страховых компаний предстоит «чистка», а клиентам – борьба за страховые выплаты.

Как ранее сообщала служба новостей портала 66.ru, около 150 страховых компаний в России подвержены риску банкротства. Это значит, что каждый пятый страховщик в стране стоит на грани финансового краха. Об этом сегодня заявила заместитель начальника управления надзора и контроля Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ Елена Краснова.

Уральские эксперты сходятся в том, что банкротство страховых компаний приведет к «очищению» рынка.

Татьяна Казакова, директор Уральской дирекции РОСНО:

— Понятно, что с рынка уходят в первую очередь небольшие компании, либо кэптивные игроки, обслуживающие частные интересы частных экономических групп. Также в зоне риска компании, у которых возник серьезный перекос в сторону ОСАГО или убыточной части добровольного автострахования. Мы считаем, это небольшая потеря для рынка, и даже наоборот, своего рода чистка. И, пожалуй, 2-3 года в России сформируется достаточно устойчивый и здоровый рынок страхования в целом, на котором будет 200-300 компаний — с правильно сформированными резервами, реализующих правильные стратегии, выполняющих правильные регламентирующие требования. Такая структура выглядит достаточно реальной, независимо от кризиса, но кризис, как всегда, ускоряет уход с рынка ненадежных игроков. И в этом одна из его положительных сторон для рынка, клиентов и регуляторов.

C другой стороны, банкротство страховой компании может иметь крайне негативные последствия для клиентов. Особенно этот вопрос актуален для владельцев полиса ОСАГО.

«Безусловно, законодательные механизмы защиты страховых взносов клиентов существуют, и они прописаны в Законе «Об организации страхового дела в РФ», —поясняет Ангелина Фадеева, директор Юридического департамента РОСНО. Этот закон обязывает страховщиков формировать специальные резервы, средства которых должны использоваться исключительно для осуществления страховых выплат.

А по закону «О несостоятельности (банкротстве)», если арбитражным судом принято решение о признании страховой компании банкротом, может быть продан и ее имущественный комплекс.

По договору страхования клиент имеет право требовать возврата части уплаченной страховщику суммы. А по договорам ОСАГО компенсационные выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Но, как всегда бывает в России, даже гарантированное законом право реализовать не так просто.

Ольга Бабаскина, директор брокерской компании «Траст»:

— Процедура банкротства страховой компании — наихудший вариант развития событий для клиента. Когда процедура банкротства закончена и юридически оформлена, компании невозможно предъявить какой бы то ни было иск или требование выплат. Ответственность за клиентов, у которых в этот период еще остаются действующими страховки, несет «Российский союз автостраховщиков», поскольку именно эта организация давала лицензию на работу обанкротившейся страховой компании. Однако практика показывает, что добиться выплаты, если страховая компания — банкрот, очень сложно.

Представители страхового сообщества говорят, что несмотря на озвученную ФССН статистику, ситуация на Уральском рынке страхования выглядит значительно лучше.

«Дело в том, что на столичном страховом рынке очень много компаний, которые существуют не более года. Скорее всего, в первую очередь банкротство коснется именно их, — отмечает директор БК «Траст». — На рынке Екатеринбурга молодых компаний очень немного. Большинство страховых компаний — это крупные игроки с большим опытом и значительным уставным капиталом».

Возможно, волна банкротств будет связана также с отзывом лицензий по ОСАГО, чем в последнее время активно занимается «Российский союз автостраховщиков» — прогнозируют эксперты. Чтобы выжить, мелкие компании будут объединяться. Это позволит им сохранить лицензию и страховой портфель, увеличить уставной капитал и сберечь клиентскую базу.


Мария Демидова

экономический обозреватель 66.ru