Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ждем оживления ипотеки

3 февраля 2010, 17:14
Новости партнеров
Решение жилищной проблемы в России является одним из приоритетных национальных проектов.
Казалось бы, в сегодняшних условиях это вряд ли возможно. Однако, по оценкам аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости", постепенно ситуация начинает меняться, и необходимые финансовые условия на рынке появляются. И вопрос состоит только в том, воспользуются ли ими соответствующие структуры.

До кризиса российские банки получали необходимые для ипотеки деньги из-за рубежа. Западные банки и инвестиционные фонды довольно охотно скупали российские ипотечные портфели, возвращая банкам ликвидность. Однако, с развитием финансового кризиса рефинансировать ипотечные кредиты за рубежом стало невозможно. Немало западных банков стало испытывать финансовые сложности, инвесторы запаниковали, возник общий кризис недоверия в финансовом мире. Резко подскочили ставки по ипотеке и ужесточились требования к заемщикам. Стоит отметить, что и российское Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК) также заметно ужесточило условия по рефинансированию ипотечных кредитов.

В итоге источников средств для раздачи в ипотеку у российских банков просто не осталось. Ипотечное кредитование в России вернулось на уровень 2002-2004 годов, который банки могли себе позволить без посторонней помощи, т.е. за счет более дорогих и краткосрочных депозитных денег или же за счет собственных средств. Следовательно, легко предположить, что если бы на рынок вернулась дешевая ликвидность, как это было в прежние годы, то и объем выдаваемых ипотечных кредитов вполне мог бы вернуться к докризисному уровню.

Вопрос упирается в то, есть ли на рынке такие свободные средства? И, как оказывается, они есть. Для начала следует отметить, что в конце прошлого года у европейского правительства была та же проблема, что и у российского: банки перестали кредитовать промышленность и население, опасаясь экономической неопределенности в условиях кризиса. И европейское правительство пыталось бороться с этим явлением тем, что резко снизило ставку рефинансирования и предоставило банкам огромные беспроцентные денежные вливания. Однако это не помогло. Частные кредитные организации вместо того, чтобы на полученные от Европейского центрального банка (ЕЦБ) деньги выдавать кредиты, вложили эти средства в фонды того же ЕЦБ. Таким образом, частные европейские банки, по сути, отказались на тот момент от какой бы то ни было ответственности за ситуацию в экономике. Они просто не хотели управлять деньгами, так как не понимали, куда "дует ветер". И поэтому они передоверили это управление обратно ЕЦБ.

Схожая картина возникла и в России. С наступлением финансового кризиса для поддержания ликвидности правительство предоставило госбанкам объем денежных средств, измеряемый десятками миллиардов долларов. Но эти деньги так и не дошли ни до предприятий, ни до населения, или, вернее, дошли лишь частично. Основной объем средств был инвестирован в краткосрочные спекулятивные инструменты фондового рынка, что и вызвало, в частности, трехкратный рост индекса РТС в 2009 году.

Но сейчас, спустя год, на рынке наблюдается иная тенденция. Так недавно МДМ-Банк решил провести аукцион по организации ему синдицированного займа среди европейских банков. Предварительно ожидалось, что банк еле-еле "наскребет" около $150 млн. по ставке примерно 10% годовых. В итоге, европейские банки заявили о своей готовности прокредитовать МДМ-Банк на сумму около $300 млн. и по ставке порядка 5% годовых. Это означает, европейские банки уже стали выходить из состояния нерешительности и начали вновь рассматривать возможности для инвестирования капитала, в том числе, в Россию.

При этом следует учитывать, что российское Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) в отличие от МДМ-Банка является государственной компанией, имеющей госгарантии. То есть логично предположить, что и ставка кредитования для АИЖК может оказаться еще ниже. На этом фоне примечательно, что за последние месяцы заметно снизилась эффективная доходность по облигациям АИЖК, что означает невысокую оценку рисков стратегическими инвесторами государственной ипотеки и строительства в России. Проще говоря, теперь АИЖК имеет шансы снова привлекать дешевое финансирование как за рубежом, так и внутри страны.

По сути, можно сказать, что ликвидность как была на рынке, так она никуда и не девалась. Действительно, отдельные банки пострадали от банкротств некоторых системообразующих кредитных организаций Западной Европы и США, но это вовсе не означает полного краха всей экономической системы, как этого еще совсем недавно опасались многие эксперты. То есть деньги потеряли далеко не все, и далеко не так много, как ожидалось. В итоге теперь, когда "дым постепенно развеивается", оказывается, что "не так страшен бес, как его малюют". И действительно, у большинства российских компаний фундаментальные показатели остались прежними: как они были недооценены в 2007-2008 годах, так они недооценены и сейчас. Как у них был потенциал для дальнейшего развития, так он имеется и на данный момент. Как был огромный неудовлетворенный спрос на жилье в России, так он никуда и не делся.

По всей видимости, западные финансовые организации понимают, что настало время для постепенного возвращения ликвидности в развивающиеся страны, и в Россию, в том числе. Скорее всего, довольно скоро вслед за ними потянутся и крупные российские госбанки. А на этом фоне заметно увеличивается возможность для продвижения ипотеки у АИЖК, причем не только за счет государственного финансирования, но и за счет финансовых средств, привлекаемых на открытом рынке. В итоге, АИЖК сможет гораздо более активно рефинансировать ипотечные кредиты коммерческих банков, и тем самым предоставить им дополнительную ликвидность. А банки, в свою очередь, могут направить эти средства на дальнейшее ипотечное кредитование населения, а также на кредитование строительной отрасли. Впрочем, по мнению специалистов www.irn.ru, наступит ли оживление рынка кредитования и рынка недвижимости России уже в 2010 году или нет, во многом будет зависеть от того, сможет ли профессиональное сообщество преодолеть кризис доверия и воспользоваться меняющимися экономическими условиями.