Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Андрей Илларионов: Мировой кризис начался с России

26 января 2010, 14:59
Новости партнеров
Кризис в России начался на восемь месяцев раньше, чем в США. Его спровоцировали власти.

Страной управляют люди, которые не понимают, что происходит в экономике, и не видят, как экономика реагирует на их действия, категоричен президент Института экономического анализа Андрей Илларионов.

— Когда экономика России вернется на докризисный уровень 2007 года?

— Сейчас трудно сказать, потому что восстановительный рост российской экономики, который приобрел черты экономического бума и продолжается в течение шести-девяти месяцев в зависимости от экономических показателей, в последние месяцы 2009 года существенно снизил свои темпы. Не исключено, что темпы могут продолжать снижаться и, возможно, даже сойдут на нет. В этом случае вместо бурного экономического роста, который наблюдался в большей части 2009 года после завершения рецессии мы можем войти либо в стадию вялого экономического роста, либо, в худшем случае, в стадию стагнации. По крайней мере, возможно, что будет наблюдаться некоторый рост в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление в стране, розничную торговлю, импорт, финансирование с помощью дополнительных финансовых ресурсов, получаемых от экспорта энергоносителей. Но отрасли, ориентированные на экспорт, не связанный с экспортом энергоносителей и завоевыванием новых рынков, могут замедлить свой рост и, возможно, даже стагнировать.

— С чем связано сокращение темпов восстановления в последние месяцы?

— С политикой властей. Рецессия 2008−2009 годов была практически полностью спровоцирована макроэкономической и институциональной политикой властей. Российская рецессия началась в январе 2008 года за восемь месяцев до того, как произошел финансовый кризис в США в сентябре 2008 года. Поэтому винить США и американскую экономику в начале нашей рецессии нет никаких оснований. И наша экономика вышла из рецессии на четыре месяца раньше, чем это сделала американская экономика. Поэтому традиционные объяснения, что наша экономика может выйти из кризиса только после американской или европейской, также не выдерживают никакой критики. Иными словами, российский кризис в большей своей части спровоцирован действиями российских властей. Его течение и глубина падения усугублены действиями властей осенью 2008 года, и те масштабы падения, которые наблюдались в российской экономике, — это прямой результат действий российских властей. Власти не поняли, что произошло, ничему не научились. Они не поняли причин кризиса и почему он оказался таким тяжелым, тяжелее, чем в других странах. Они почти не заметили восстановление российской экономики в большей части 2009 года, и они по-прежнему не замечают замедление темпов восстановления российской экономики. В силу этого можем сказать, что в данном случае российское общество ведомо людьми, которые просто не понимают, что происходит в экономике и как экономика реагирует на действия властей, непрофессионально реагирующих на вызовы как внутри страны, так и за рубежом.

— Вы ждете позитивных результатов реанимированной административной реформы?

— Если люди не понимают предмета, с которым они имеют дело, как можно ожидать позитивных результатов от их действий? Можно только стараться минимизировать для себя лично и для общества последствия их действий.

— Каким вы видите приоритет финансовой политики — борьба с инфляцией или борьба с укреплением рубля?

— Дело в том, что борьба против инфляции и борьба против повышения реального курса рубля — термин «укрепление» является некорректным — это одна и та же борьба, одна и та же политика. Противопоставление этих политик, дихотомия «против инфляции — против повышения реального курса рубля» в высказываниях некоторых представителей экономической общественности или властей лишь свидетельствует о той каше, которая находится в их головах. Если они не могут разобраться в том, что действия в кредитно-денежной политике ведут и к снижению инфляции, и к снижению реального курса рубля, то трудно ожидать, что они добьются какого-либо успеха на обоих направлениях, которые на самом деле являются сторонами одного и того же.

— Какие меры вы можете предложить по выходу России из кризиса?

— Этим властям — никаких, а нашей стране посоветую. Политическая либерализация, демократизация политической системы является предварительным условием для каких-либо иных рекомендаций по экономической или любой иной политике.

Евгений Новиков