28 декабря 2009, 09:52

Выбор редакции

Евгений Куйвашев в месяц будет получать столько же, сколько Игорь Сечин в день
«Решим это вечером»: среди уральских бизнесменов больше «сов», чем «жаворонков»
Администрация Екатеринбурга выселяет из квартиры семью, которая случайно купила ее у мошенников

Супермаркеты готовы испустить дух

Покупатель стал скуп и осторожен.

Меньше недели до Нового года, а рост продаж наблюдается лишь у продуктовых сетей и в магазинах бытовой техники. Продавцы одежды и обуви в панике — российские женщины явно решили, что наступающий год не стоит обновок. Некоторые одежные сети в этом году не предлагают вечерних нарядов — нет спроса. Продавцы ювелирных украшений, похоже, и вовсе отчаялись: скидки в магазинах доходят до 80%, покупателем, заинтересовавшимся скромным колечком, готов заниматься старший менеджер, а любителям крупных бриллиантов дают возможность обратного выкупа — в сущности, предлагают им взять драгоценности на новогодний бал напрокат, пишет Yтро.ru.

Удивительно ли, что в этих условиях покупатель стал скуп и осторожен? Изменение потребительских предпочтений заметили все без исключения ритейлеры. Теперь на покупку продуктов граждане тратят больше времени, хотя средний чек при этом уменьшился на 10%-15%.

Это значит, что покупатели стали более придирчиво сравнивать аналогичные товары, а также сократили покупку так называемых товаров импульсивного спроса — приятных мелочей вроде жевательных конфет, лежащих возле касс. Экономия касается и предновогодних покупок — на новогодний стол покупатель готов потратить столько же, сколько прежде тратил в будни. Исключение составляют шоколадные конфеты и шампанское — в этом году их продажи идут активнее прошлогодних. Правда, сметают с прилавков, в основном, эконом-сегмент, ритейлеры даже опасаются дефицита дешевого шампанского.

Покупатели бытовой техники перешли на дешевые гаджеты. Прежде перед Новым годом традиционно раскупались плазменные панели, ноутбуки и навороченные мобильники. Теперь в подарок предпочитают купить гарнитуру к сотовому телефону или мышку для ноутбука. Предыдущие годы ажиотаж поддерживался потребительскими кредитами, которые сегодня неохотно даются банками и неохотно берутся покупателями — кто сейчас уверен в завтрашнем заработке? В прошлом году, к тому же, дорогостоящую бытовую технику покупали в преддверии роста курса доллара. Сейчас рубль укрепляется, зарплаты не растут, а «потребительские понты», как выразился один из аналитиков, стремительно сходят на нет.

Пока у ритейлеров осталась последняя надежда: в этом году предновогодний рост продаж начался позже обычного, так как многие работодатели перенесли выплату зарплат на последние дни месяца. Однако уже ясно, что кардинально картина не изменится: российские покупатели больше не шопоголики. Результатом станет волна банкротств тех ритейлеров, которые либо активно кредитовались в период экспансии, либо зависят от платежеспособности среднего класса. Сами игроки рынка предрекают, что о первых жертвах станет известно уже в январе-феврале. Есть и первые звонки. Так, из «Седьмого континента», позиционирующегося как сеть супермаркетов для среднего класса, уходят топ-менеджеры: вслед за гендиректором его покинул финансовый директор. А сеть магазинов бытовой техники «Мир», чьи долги оцениваются в 100-150 млн евро, активно ищет покупателя.

Положение усугубляет недавно принятый закон о торговле: писавшийся в период бурного роста экономики, сегодня он фактически останавливает рост сетей и делает неинтересным инвестиции в них — кому нужен стагнирующий актив? В результате российская торговля может вернуться к состоянию 90-х годов: ларьки и рынки вместо супермаркетов и гипермаркетов. И не факт, что товары при этом станут дешевле.

Ольга Радько