Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кампания, которую никто не заметил или Как государство заставило нас "пить шампанское"

18 ноября 2009, 14:21
Новости партнеров
Осенью этого года в стране прошла массовая кампания перекладывания пенсионных накоплений миллионов граждан из "портфеля" в "портфель".

Сами граждане, за редким исключением, этой кампании даже не заметили.

Но все по порядку. Известно, что пенсии наши теперь состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Формируются средства на их выплату из налоговых отчислений, поступающих от работодателя в рамках единого социального налога, 6% которого, у граждан 1967 года рождения и моложе, идет на формирование накопительной части будущей пенсии. У подавляющей части россиян эти средства находятся в управлении "Внешэкономбанка" - государственной управляющей компании. Там скопилась сумма, превышающая 440 миллиардов рублей.

Расчет делался такой: банк инвестирует средства и прирастит их. Но реальность оказалась не столь радужной. Даже в нынешнем – не самом худшем для управляющих году прибавка к пенсионным накоплениям граждан, оставивших свои пенсионные накопления государству, по итогам 9 месяцев оказалась 3,14% годовых, при инфляции с начала года 8,1%. То есть, фактически они не прирастили, а потеряли часть сбережений. Добавим к этому, что по итогам прошлого года Внешэкономбанк получил убытки от управления пенсионными накоплениями 0,46% годовых при инфляции 13,3%.

На этом фоне иначе смотрится отчетность частных компаний, которые, воспользовавшись благоприятными условиями на фондовом рынке, смогли закрыть убытки прошлого года и обеспечить доходность выше уровня инфляции. Результаты такой деятельности управляющих компаний не остались незамеченными: граждане стали все активнее переводить накопления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы накопительная часть будущей пенсии не таяла у них на глазах как мартовский снег.

Государство спохватилось – "кубышка", средства которой шли главным образом на обслуживание внутреннего долга, грозит опустеть через несколько лет. Поэтому принимается правительственное решение, которым для "Внешэкономбанка" расширяется набор финансовых инструментов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений.

Позволено, в частности, направлять эти средства в "инфраструктурные проекты". Какие? Осторожненько так, но два предположения озвучивались в средствах массовой информации: неплохо бы, мол, миллиардов 50 потратить на покупку облигаций АвтоВАЗа, еще 30 миллиардов на строительство участка скоростной платной дороги Москва-Санкт-Петербург. Всего лишь участка!

Скептики, правда, утверждают, что этими деньгами наш автопром не спасти – надо, мол, в разы больше. Менеджеры завода называют сумму, превышающую 100 млрд. рублей. Впрочем, не наше это дело определять, сколько денег потребуется для того, чтобы и дороги стали лучше, и машины. Для нас важно, чтобы вложенные в эти проекты деньги хотя бы вернулись.

Для "эффективного управления" деньгами учтенными на счетах "молчунов" и придумана схема с "портфелями": "расширенным" и "портфелем консервативным".

Какие действия должен предпринять гражданин, выбирая тот или иной портфель? Логика подсказывает такой ход: если хочу рисковать, то свое желание я должен соответствующим заявлением подкрепить. А вот и не угадали! Оказывается заявление в Пенсионный фонд РФ с просьбой оставить пенсионные накопления в консервативном портфеле должен подать тот гражданин, который НЕ(!) хочет рисковать. А желания того, пенсионные накопления которого будут направлены в те или иные инфраструктурные проекты никто и не спросит. Получается так, что тем, "кто хочет пить шампанское", ничего предпринимать не надо – государство за вас уже все решило. "По умолчанию" с 1 ноября 2009 пенсионные накопления граждан, не сделавших свой выбор, определили в расширенный портфель.

Может быть, не стоит бить тревогу? Увы! За годы пенсионной реформы наши граждане убедились, что пенсионными накоплениями государство управляет из рук вон плохо. Сомнительно, что деньги, вложенные в автопром, энергетику или в участок скоростной платной дороги, вернутся к будущим пенсионерам с отдачей.

Почему же так происходит? Давайте спросим у специалистов.

"В отличие от частных управляющих компаний, "Внешэкономбанк", как требовал закон, вкладывал пенсионные деньги только в государственные бумаги, - комментирует директор филиала Ханты-Мансийского НПФ в Екатеринбурге М. Дмитриева. Но доходность государственных облигаций сейчас низкая. Частные компании имеют более широкий круг ценных бумаг, которые, конечно, приносят высокую доходность, но и риски, разумеется, выше".

Но это не значит, что частные УК "играют с огнем" - они ограничены законом, и активы вкладывают только в самые высоконадежные бумаги. Поэтому риск потерять деньги минимальный.

И если "молчун", за которого решение приняло государство, "заговорит" и определит пенсионные накопления в НПФ, то ничего не потеряет, а возможно и выиграет.

Время покажет. Очевидно одно – рассчитывать на то, что государство обеспечит всем нам достойное пенсионное обеспечение в будущем, не приходится. Надо и самим прикладывать к этому усилия. Инструментов предоставлено много – можно формировать дополнительную пенсию. Но для начала следует перестать хотя бы "молчать" и не ждать, когда кто-то за тебя распорядится пенсионными накоплениями, из которых будет состоять твоя пенсия.

Маринина Инна

Подробнее на сайте Фонда.